Пятиклассник Сева, сын подруги, — мальчик активный и любознательный. В школу ходит с удовольствием, учителя его любят. Все, кроме учительницы рисования. Казалось бы, ее урок должен пробуждать в ученике фантазию и творческую жилку, учить видеть красоту и радоваться ей. Но преподавательнице доставляет какое-то особенное удовольствие демонстрировать детям, что «шедевры» их ничего не стоят, что Шишкина из них не выйдет никогда и учить их, «бесталанных», бесполезно. В результате на урок рисования дети идут, как на казнь. Родителям же остается успокаивать ребенка тем, что рисование — урок второстепенный.
Между тем окружающий мир мы на 80 процентов воспринимаем с помощью зрения, большая часть наших мыслей формируется в виде картинок. Да и миф о «бедных художниках» развеян давно: к ним обращаются разработчики игр, дизайнеры, модельеры, представители других отраслей. Впрочем, и обычному человеку совсем не помешает умение выразить на бумаге свои впечатления или фантазии.
Математике предпочла худграф
Елена Кондрова, преподаватель изобразительного искусства и черчения уфимской школы № 70, завоевавшая на конкурсе «Учитель года столицы Башкортостана-2013» звание «Учитель-мастер», в полезности своего предмета не сомневается. А ее ученики урок рисования считают одним из самых интересных. Сидя на «камчатке», я с удивлением наблюдала, как мальчишки буквально выпрыгивали из-за парты, горя желанием выйти к доске или ответить на вопрос.
Елена Николаевна учит ребятишек познавать красоту и радость каждого дня уже 26 лет. С выбором профессии помогла мама, которая сама увлекалась рисованием и отдала дочку в знаменитую уфимскую художественную школу № 1. В то время там преподавал Михаил Таран, талантливый художник и керамист. Окончив математическую школу и имея возможность с легкостью поступить в технический вуз, Елена Кондрова предпочла худграф Башгоспедуниверситета.
По распределению Елена Николаевна попала в уфимскую школу № 70 и получила в руки от прежнего учителя, уходившего на пенсию, сразу все творческое хозяйство.
— Дети интуитивно чувствуют, когда учитель относится к ним с душой, а когда отрабатывает зарплату, — считает она. — Нужно терпение и, что немаловажно, желание и умение видеть мир с солнечной стороны.
Отличников любить легко, но видеть хорошее надо в каждом ребенке. И в современных технологиях разбираться, чтобы ученики знали, что их преподаватель — самый продвинутый.
Бытует мнение, что умение рисовать — это дар, который у тебя или есть, или его нет. Елена Николаевна с этим категорически не согласна.
— Бывает, что у ребенка не получается что-то в изобразительном плане, но ведь он вложил в рисунок душу, мысли, старание, — отмечает она. — Иногда именно мимо таких работ, а не тех, что выполнены с академической точностью, нельзя пройти — зацепят.
Еще одну задачу преподавателя ИЗО Елена Кондрова видит в том, чтобы заполнять те дыры, что образует в мировосприятии ребенка наша, увы, не всегда веселая реальность.
— Читают дети сейчас мало, и хотя бы от нас услышат что-то из истории, географии, литературы, — поясняет учитель. — Например, в нашем научно-исследовательском кружке мы изучали облака. Разбирались в вопросе с помощью кисти и карандаша. Потом я оформила работы в виде мультфильма с песенкой «Облака, белогривые лошадки».
Ученики Елены Николаевны постоянно получают грамоты, побеждают в конкурсах, олимпиадах. «Мы рисуем так, чтобы мимо картины никто не прошел» — это правило, которым они руководствуются. На уроках поощряется не точность исполнения, а оригинальность в выражении темы, вплоть до неожиданного цветового пятна.
ИЗО в школе — нередко Золушка по сравнению с математикой, физикой, литературой, языком. И тут Елена Николаевна следует японской методике воспитания, разделяя ее логичность: наши азиатские соседи уделяют большое внимание рисованию, аппликации, оригами, плетению узоров из веревочки, натянутой на пальцы, считая, что они прекрасно развивают мелкую моторику, необходимую школьникам для написания иероглифов. Рисование, лепка, конструирование имеют прямую связь и с головой, считает Елена Кондрова. А значит, ведут к успехам в других предметах.
Сейчас Елена Николаевна с азартом изучает возможности интерактивной доски, благодаря за ее появление в кабинете ИЗО директора школы.
— Доска нужна не для того, чтобы научить ребенка рисовать, а для того, чтобы он добыл и запомнил информацию, — поясняет Елена Кондрова. — Когда объясняешь просто словами, внимания ребенка надолго не хватает. Если он просмотрел материал, выложенный на доске, подвигал элементы будущего рисунка, он рвется скорее воплотить его на бумаге. Эту закономерность я уже подметила.
То, что творится у ребенка на душе, он бессознательно выдает в рисунке. К примеру, для научно-практической конференции Елена Николаевна выбрала тему «Волшебная сила линии». Рисовали интерьеры, а потом смотрели, кто использует прямые линии и острые углы, а кто отдает предпочтения мягким очертаниям. Результат получился неожиданный: характер ребенка, просчитанный специалистами ранее, оказывался совсем не таким. При этом малышам мир видится более гармоничным, симметричным и правильным. Старшеклассники, напротив, предпочитают асимметрию: они самовыражаются даже в рисунке.
В тот день, когда корреспонденты «РБ» приехали в школу, второклассники внимали истории, как появилась в России матрешка. Фигурку, по слухам, в 1890 году привезли в усадьбу Мамонтовых в Абрамцево с острова Хонсю. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное, но с русским колоритом. Вышла круглолицая крестьянка в цветастом платке с петухом в руке.
В конце урока каждый ученик получил еще не разрисованную фигурку. И можно не сомневаться: матрешки у ребят выйдут яркими и оригинальными.
Конкурс «Учитель года столицы Башкортостана» проводится уже 16 лет. В его историю вошли имена более двух тысяч лучших учителей Уфы.
В этом году в конкурсе принимали участие 46 педагогов. Абсолютной победительницей признана учитель начальных классов лицея № 5 Ольга Русинова. Лучшим учителем башкирского языка и литературы стала представительница башкирской гимназии № 158 Фарида Мигранова, лучшим руководителем учреждения дополнительного образования — директор центра детского творчества «Глобус» Ольга Ивашкова. 20 учителей удостоены звания «Педагог-мастер», 19 человек — звания «Педагог-исследователь».
На конкурсе было также названо лучшее дошкольное учреждение Уфы — им стал детский сад № 74 Демского района.
Выполняя интересные задания, Вы будете искать решение и мыслить не стандартно, в конечном счете вы прийдете к победе.