Все новости
Cоциум
9 Марта 2013, 17:54

Как американские сомы наших раков обидели

А башкирские дайверы во всех окрестных водах порядок навели

Для заблудившихся в Кунгурской ледяной пещере ставят раскладушки со спальными мешками. Пока найдут — можно и поспать.
Для заблудившихся в Кунгурской ледяной пещере ставят раскладушки со спальными мешками. Пока найдут — можно и поспать.
Подводных охотников и дайверов хлебом не корми — дай в какой-нибудь водоем забраться. Именно там они только и живут по-настоящему. Вдохновившись успехом прошлогоднего путешествия по водоемам Башкирского Зауралья, участники телепроекта «Семь жемчужин» задумали отправиться в зимнюю подводную экспедицию по незамерзающим водным артериям нескольких регионов России. Увы, в наших краях их можно по пальцам пересчитать. Поэтому маршрут складывался непросто: в Самарской области, например, коллеги предупредили — можете наткнуться на толстый лед! Рисковать не стали. Из Уфы вшестером на двух внедорожниках двинулись в сторону города Октябрьского. Далее предстояло побывать в Альметьевске, Заинске, Набережных Челнах, Нефтекамске, Сарапуле, Чайковском и в Кунгуре. Как и в прошлый раз, в экспедицию вошли президент федерации подводных видов спорта РБ Александр Радзюк, председатель клуба подводных охотников «Талкас» Владимир Рязанов, подводный охотник Вячеслав Мосунов и ваш покорный хроникер — Рустам Сиразетдинов. К группе присоединились еще два участника — призер чемпионата Башкортостана по подводной охоте Олег Курдиман и активист клуба «Талкас» Денис Твердохлебов.
В мутной воде рыбы не видать

Двинувшись в путь, обратили внимание: за Чишмами вовсю ведется расширение дороги. Следуя потом по трассам Татарстана и Пермского края, не раз вспоминали об этом — в Башкирии дороги хотя бы ремонтируют!

В Октябрьском к нашей встрече подготовились члены республиканского клуба «Талкас». Первое, что демонстрируют, — баню на колесах. По цене металлолома купили списанный «ГАЗ-66» с будкой, реконструировали соответственно. В итоге на капитальную помывку уходит две канистры бензина, кубометр дров и пятьсот литров воды. О таком вездеходе со спальными местами, банькой, душем мечтает каждый подводный охотник!

Перед ночной вылазкой решили покататься на лыжах — хорошая встряска не помешает. Река Ик бурная, могут быть сюрпризы. Когда прибыли на место погружения, открылся неописуемо красивый вид — полная луна проложила серебрянную дорожку по черной воде, мы казались на этом фоне неведомыми персонажами из еще ненаписанной сказки. Но охота, увы, не задалась — в мутной воде, на мелководье куканы остались пустыми. Я, между тем, побеседовал с местным подводным охотником. Наиль Ибрагимов по профессии детский хирург. К подводной охоте прикипел лет десять назад, но в эти места, к поселку Уруссу, приехал впервые. Увлечение свое считает необходимым для поддержания жизненного тонуса. С интересом смотрел, как Володя Рязанов, выбираясь из воды, словно ледокол, ломает лед у берега. Зрелище, как говорится, не для слабонервных. Самый удачливым в эту ночь оказался Денис Твердохлебов — подстрелил ерша. Такого бы на удочку поймать — было бы чем хвалиться!

Вот когда баня на колесах пришлась кстати: после двухчасового ныряния в ледяном Ике пар показался невероятно легким, а шашлык — особенно ароматным.

Заинские окуни нарядились в камуфляж

Утром экспедиция взяла курс на Альметьевск. Все идет отлично. Правда, местный полицейский успел оштрафовать нас за непристегнутого пассажира на заднем сиденье. Но, как говорится, впредь наука.

Из Альметьевска отправляемся на ночную охоту на каналах Заинской ГЭС. Подводный охотник из местных Владимир Зелянов демонстрирует недавно купленные пенопластовые крепления для подводных фонарей — скоро будем испытывать их в деле. В воде каждый выбирает свое направление. Я без ружья, с камерой плыву на противоположную сторону канала. В глаза бросается отсутствие какой-либо водной растительности. Только у самого берега натыкаюсь на толстые корневища прибрежного камыша. Дно канала покрыто белым, похожим на снежную порошу налетом. Позже узнаю: это гниют остатки комбикорма, которым потчуют товарного карпа. Его выращивают здесь в садках. Среди камней много белорыбицы. Немалый доход работникам местного рыбхоза приносит маленькая рыбка уклейка. Ее ловят, солят, вялят и сдают в магазины. Связочка из десяти рыбок стоит до 100 рублей. А весит-то всего ничего. Вылавливают уклейки за раз до 150 килограммов! Очень много окуней, но не крупных. Они в этих водах, в отличие от наших павловских, почему-то пугливые. Среди них попадаются настоящие мутанты — особи, сбросившие свои полосатые тельняшки. На боках появился какой-то спецназовский камуфляж, а есть и вообще потерявшие всякий окрас. Я сначала подумал, что это ерши, но нет, нижние плавники красные, как у окуней.

Дно охраняемого со стороны рыбхоза канала чистое, а вот противоположная нейтральная часть сильно засорена. Видно: в этих краях интенсивно отдыхают местные жители. Тут и там попадаются бутылки, консервные банки, бытовой мусор, брошенные снасти. Мы нашли полностью снаряженную удочку с катушкой, два спиннинга, Володя вытащил из браконьерских сетей двух карасей до килограмма, наткнулся на дне на затопленную лодку. Работники рыбхоза нашими находками остались довольны, даже поспорили между собой из-за спиннингов.

Но главным сюрпризом на подводной охоте стала встреча с пресноводной креветкой. Когда-то этих ракообразных запустили сюда для укрепления кормовой базы. Креветки успешно прижились. Их едят теперь не только карпы, но и местные жители.

Судак — охотника удача

Утром следующего дня берем курс на Набережные Челны. Едем до ледовой переправы на реке Сюнь — в сторону Нефтекамска. Здесь очередь. Но движение довольно оживленное.

Направляемся в поселок энергетиков — Карманово. Сегодня ночью будем охотиться в каналах местного водохранилища. Слава Мосунов надеется на встречу с сомиками. На его пневматическое ружье мы ставим уже проверенную видеокамеру. Берег крутой, сугробы, к воде приходится спускаться на пятой точке. А красота-то какая вокруг! Камыши светятся при луне, словно горящие снопы. Зимней ночью на водоеме существуют только два цвета: черный и белый. А тут, с нашим приездом, появляется третий — желтый. Это фонари подводных охотников, которые выходят на берег. Увы, опять без улова. На ходу скидывая гидрокостюмы, забираются в нагретую газовой горелкой палатку. Снаружи это выглядит как настоящий театр теней. Ныряльщики рассказывают о своих впечатлениях. Ребята видели в канале очень много сомиков. Но их размеры не впечатляют — головастики. Посмотрим, с чем выйдут остальные.

Но с остальными, похоже, у нас проблема. Если они не вышли из воды до сих пор, значит их унесло в «большое море» и сюда они уже точно не вернутся. Вопрос — где искать охотников? Делимся на две группы: одна машина едет к плотине, вторая сквозь сугробы пробивается дальше по каналу. Поиски увенчались успехом. Одна из команд поисковиков находит ребят. Ура! Славе удалось подстрелить достойного сомика. Конечно, трофей не ахти, но канальные американские сомы и не достигают большого размера. Это не наши русские монстры. С ними-то Слава привык фотографироваться лежа. А этого можно и на плечо повесить, вместо аксельбанта, например…

Кстати, Славе удалось снять на камеру сомовьи гнезда. Вдоль обрывистого берега канала очень много нор. Скорее всего, в них раньше обитали раки, но теперь облюбовали сомы. Из иной норки смотришь — усы торчат.

Утром вновь берем курс на Карманово — надо снять подводную охоту на судака. Это один из самых желаемых трофеев для настоящего охотника. Судак любит прятаться среди затопленных бревен, коряг, старых лодок. Вячеслав Мосунов уверенно направляется к затопленному понтону — на глубине 5 — 6 метров, в паутине садковых сетей, между металлических труб, всегда прячутся полутора-двухкилограммовые судаки. Ребята возвращаются с добычей. Взвешиваем трофеи — самая большая рыбина тянет на 3700!

Кстати, руководство Кармановского рыбхоза недолюбливает людей в гидрокостюмах. Слишком часто браконьеры доставляют проблемы его работникам. Но настоящий подводный охотник никогда не позволит себе залезть в чужую сеть, если, конечно, речь не идет о браконьерской.
Подводному охотнику трофеи — главная награда.

Главное, чтобы костюмчик сидел

И вновь дорога. Едем по таежным трассам Пермского края. Наша следующая остановка — Воткинское водохранилище. Известно, что плотина на Каме поднимает уровень воды на высоту 23 метра. В водохранилище впадает аж 57 рек! Наша задача — обследовать свободную ото льда акваторию ниже створа ГЭС. На другом берегу светятся огни города Чайковского. Осторожно, по хрупкому льду подбираемся к открытой воде. В ушах свистит ветер, на воде дрожит шуга. Почти все члены команды решают не искушать судьбу: вода просто ледяная! Но Владимир Рязанов непоколебим в своем намерении нырять. Специально для него надуваем большую резиновую палатку. В охотничий костюм ему приходится облачаться с помощью кипятка — иначе не сядет на тело, сломается… Последний шлепок в маску, и наш герой уходит в пучины Воткинского водохранилища. Все мы пристально следим за его передвижениями. Вот он плывет в шуге, среди льдин. Вот ныряет на дно. Всплыл, опять ныряет. Потеряли из виду. Проходит томительный час ожидания. Наконец, отважный пловец выходит на берег. Итак, еще одна задача нашей экспедиции выполнена: мы обследовали акваторию Воткинского водохранилища! Дальше едем в пещеры.

Ермак-батюшка дорогу проложил

Перед Ордой, где будем погружаться в величайшую подводную пещеру России, решаем завернуть в Кунгур: грех не посетить уникальный геологический памятник всероссийского значения — ледяную пещеру. Она состоит из пяти десятков гротов. Почти десять из них мы посетили. Экосистема здесь достаточно стерильна — содержание бактерий составляет всего 300 единиц на кубический метр! А еще Кунгурская ледяная пещера знаменита своими «органными трубами» — высокими шахтами, доходящими почти до поверхности. Их 146. По преданию, в окрестностях пещеры зимовал отряд Ермака. С тех пор несколько гротов в пещере связывают с именем покорителя сибирских земель. В одном из них, например, стоит каменный крест, первые исследователи нашли здесь даже деревянное распятие. Летом 1914 года пещеру вместе с дочерью Луизой посетила немецкая принцесса Виктория фон Баттенберг, старшая сестра русской императрицы, великомученицы Александры Федоровны. По легенде, Луиза споткнулась в одном из лабиринтов пещеры. Но вскоре быстро и удачно вышла замуж. С тех пор спотыкаться в этом переходе рекомендуется всем девушкам на выданье!

В пещере нас поразили озера. Их около семидесяти. Все они соединяются с водами местной реки Сылва. В них обитают рачки и мелкие лягушки. Нас это порадовало — живые существа ко всему приспособятся!

К белому свету привела… «шкуродёрка»

За шесть дней экспедиция преодолела более полутора тысяч верст. И теперь нам предстоит погружение в затопленные залы знаменитой Ординской пещеры. Расположенная в Пермском крае пещера впервые была изучена подводными спелеологами в начале девяностых годов. Сегодня большая работа проводится здесь как в плане безопасности погружений, так и охраны уникального природного памятника. Ждем своей очереди. В пещеру пойдут трое: Александр Радзюк, Владимир Рязанов и я. Другие участники экспедиции пока не имеют достаточного опыта и подготовки для пещерных погружений. Да им, судя по лицам, особо и не хочется лезть в недра земли.

Спускаемся в пещеру и собираем наши акваланги. Все вокруг обледенело, поэтому приходится соблюдать особую осторожность. По металлической лестнице спускаемся в подземное озеро. Нам надо еще вывеситься — подобрать необходимое количество грузов для нейтральной плавучести. Это в подводной пещере — один самых важных факторов безопасности погружения. Потолки, полы, стены подводных гипсовых пещер покрыты слоем известняковой пыли. Коснешься по неосторожности, и вокруг молоко! Кроме того, из-за неуклюжести водолаза может даже свод пещеры обрушиться.

Включив фонари, плывем внутрь Ординской пещеры. Вернее, сначала ползем вертикально вниз. Этот узкий ход прозвали «шкуродеркой». Стены лаза блестят, их отполировали своими телами неугомонные исследователи и просто дайверы. Чувствую — в мой костюм проникает вода. Моментально намокает теплое флисовое белье. Температура воды в пещере плюс 4 градуса! Ничего приятного. Однако вскоре забываю о том, что промок — настолько увлекаюсь съемками подводных красот Ординской пещеры. Проходим Сухой зал, грот «Восьмерку». Вот и новогодняя елка, которую нарядили ребята из дайв-клуба «Наутилус». Традиционно в канун Нового года они водят здесь хоровод и даже открывают бутылку шампанского. Вокруг абсолютная тишина, слышишь лишь биение собственного сердца и звук вырывающихся из регулятора воздушных пузырей. Воздух скапливается в неровностях потолков пещеры. Если смотреть снизу, кажется, что там плавают огромные зеркала.

Смотрю на компьютер. Во время плавания в пещере мы достигли максимальной глубины в 12 метров. Находимся под водой уже 55 минут. У меня воздух близок к критической отметке. Эй, напарники, пора на выход! Возвращаемся к родной, столь желанной «шкуродерке». Ну вот и вышли! Слава Богу!

Завершились наши зимние подводные приключения. До свидания, Орда! Не знаю, придется ли мне еще погружаться в твои темные и безмолвные глубины. Но в одном уверен: полученные впечатления буду хранить в своей памяти всю жизнь. Собираем снаряжение и оборудование, грузимся. Совсем забыли! Перед отъездом нужно определить победителя среди участников нашей экспедиции и вручить ему приз. Единогласно соглашаемся: награду за самый большой улов во время подводных приключений получит Денис Твердохлебов!
Последние фото на память. Едем домой. Нас ждут родные и близкие, друзья. Нас ждут новые подводные приключения.
Читайте нас: