Все новости
Cоциум
9 Марта 2013, 17:50

Безопасное отражение

Быть заметнее на дорогах школьникам помогут катафоты

Детям еще предстоит долгий путь. Главное, чтобы он был безопасным.
Детям еще предстоит долгий путь. Главное, чтобы он был безопасным.
В прошлом году в результате ДТП в Башкирии погибло 26 детей, из них восемь были сбиты на дорогах... Ни в одном из этих трагических случаев нельзя винить самих ребят, считают специалисты республиканской госинспекции по безопасности дорожного движения. Даже если дети погибли по неосторожности, виноваты в этом взрослые, которые не научили, недосмотрели, подали дурной пример. Повлиять на ситуацию может повсеместное использование юными пешеходами катафотов — светоотражающих брелоков, значков, нашитых на одежду лент, которые сделают детей более заметными на дорогах в темное время суток, но и тут взрослые в большинстве своем ничего не предпринимают.

Ранец второклассницы уфимского лицея № 155 Софии украшают ярко-желтые подвески-катафоты в форме котят — и глаз ребенка радуют, и безопасность обеспечивают. Ну а правила дорожного движения девочка знает, пожалуй, лучше, чем пресловутую таблицу умножения.

— А я всегда говорю, и не только своей дочке, что математика жизнь не спасет, а вот правила дорожного движения это сделать могут, — говорит Зухра Рахматуллина, мама Софии и по совместительству исполняющая обязанности начальника отделения пропаганды уфимского отдела ГИБДД. — Светоотражающие элементы должны присутствовать на одежде, обуви, портфеле ребенка, на детской коляске, санках в обязательном порядке.

По словам инспектора, самый аварийный возраст детей — от 7 до 13 лет: еще не сложилось осознанного представления об опасности, однако их уже не водят всюду за руку.

— Не все родители провожают и забирают детей из школы — кто-то не может делать это из-за рабочего графика, другие считают, что таким образом приучают их к самостоятельности. Нередко путь ребенка пролегает через дорогу с оживленным движением, но ни мама, ни папа не находят времени, чтобы даже просто поинтересоваться, на какой сигнал светофора их чадо переходит дорогу, — продолжает Зухра Рахматуллина. — О том, чтобы регулярно повторять с ним элементарные правила, подавать личный пример, и речи не идет. Эта функция полностью перекладывается на учителей, что в корне неправильно. Родители, старшие братья и сестры должны составлять с педагогами единую команду. Только так в сознании ребенка сложится твердое представление о том, как нужно вести себя на дороге.

Конечно же, и по долгу службы, и как неравнодушный родитель Зухра Рахматуллина тему безопасности школьников-пешеходов держит на постоянном контроле. Не отстают от нее и родители одноклассников Софии. В этом корреспонденты «РБ» убедились, побывав в лицее. Войдя в класс на большой перемене, мы не могли не заметить ярких светоотражателей на рюкзаках детей.

КОММЕНТАРИЙ
Динар ГИЛЬМУТДИНОВ,
начальник Управления ГИБДД МВД по РБ:
— Представьте на мгновение, как бы работали сотрудники госавтоинспекции без световозвращающих элементов на форме? Их попросту не было бы видно на дороге в темное время суток и при ухудшении погодных условий. Вот и пешеход в таких условиях, особенно в темной одежде, или же ребенок становится для водителя «невидимым».

Световозвращатель, катафот, фликер — названий у этого элемента много — действует по тому же принципу, что и кошачий глаз: отражает свет в направлении его источника. В свете фар он заметен на расстоянии 300 — 400 метров, что дает водителю те самые бесценные 15 — 25 секунд, позволяющие избежать столкновения. Поэтому применение подобных элементов в восемь-десять раз снижает риск совершения ДТП с участием пешеходов.

Во многих странах использование световозвращателей — элементарная забота о безопасности, а в Белоруссии, к примеру, эта норма закреплена законодательно. Школьники цепляют на ранцы светоотражающие брелоки, надевают браслеты, взрослые носят катафоты на ручке сумки или прикрепляют к верхней одежде. Фликеры необходимы и пожилым людям, которые могут не заметить приближающийся автомобиль, быстро среагировать на ситуацию.

Для первоклассников мы не первый год проводим в сентябре праздник посвящения в пешеходы: рассказываем о правилах поведения на дороге, вручаем удостоверения юных участников дорожного движения, раздаем катафоты. Кроме того, регулярно проводим профилактические мероприятия и акции в преддверии и в дни школьных каникул.
В этом деле у нас есть единомышленники — как общественные, так и коммерческие организации. Но хотелось бы, чтобы к пропаганде безопасности на дороге и распространению световозвращающих элементов подключалось как можно больше людей, проявляли инициативу предприятия, производители одежды. Раздать всем значки и браслеты можно, но чтобы это возымело эффект, в общественном сознании должна укрепиться мысль: выйти без них из дома — все равно что выйти без обуви. В этом плане мы еще в начале пути.
На провокационный вопрос: «А не сегодня ли только их прицепили?» нам тут же отвечает Арслан — деловитый, рассудительный мальчуган.

— Нет, мы их с первого класса носим. Смотрите, так туго затянул шнурки, что даже развязать не могу. Зато мои фликеры никуда не денутся и не потеряются. У меня их несколько. Вот этот мне больше всего нравится, — говорит Арслан, указывая на подвеску-ромбик. — Все они ярко светятся, мы с друзьями в темноте фонариком проверяли.

Арслан также сообщил, что к ним часто приходят инспектора, рассказывают много интересного и полезного. Такие встречи ребятам очень нравятся, некоторые из одноклассников мальчика даже подумывают об этой профессии, по словам Арслана, «интересной и ответственной».

По правилам дорожного движения регулярно проводятся классные часы и беседы, сообщила учительница начальных классов Наталья Невзорова. Но это, по мнению педагога, не отменяет обязанности родителей обращать внимание ребенка на соблюдение правил.

— Никакие светоотражатели не помогут обеспечить безопасность детей, если родители не будут неукоснительно следовать этим простым правилам и подавать пример. Тем не менее в идее распространения катафотов в школе заложен хороший воспитательный момент не только по отношению к детям, но и к родителям, — отмечает Наталья Невзорова. — Яркая подвеска-катафот точно не оставит ребенка равнодушным, а узнав, для чего она нужна, он обязательно расскажет об этом дома. Родителям она будет, как маячок, напоминать, что правила придуманы не для того, чтобы их нарушали.

— Катафоты имеют значение не только осенью и зимой, — добавила Зухра Рахматуллина. — В весенние, летние каникулы дети часто гуляют на улице дотемна.
К сожалению, не во всех школах профилактика детского дорожно-транспортного травматизма поставлена, как в лицее № 155. Далеко не каждый ученик знает, что такое катафот и для чего он нужен. Не так много найдется и родителей, которые навскидку скажут, где продают светоотражатели. Торгуют ими действительно не на каждом углу. Да и в интернете по запросу «купить катафот» выходят ссылки на покупку автомобильных светоотражателей и габаритных огней, а немногие предприятия, готовые предложить детские фликеры, работают исключительно с оптовиками. Не оттого ли предложение столь ничтожно, что отсутствует спрос?

Тем временем острота проблемы безопасности детей-пешеходов подтолкнула депутатов Санкт-Петербурга разработать законопроект, который предусматривает штраф за отсутствие на одежде детей и подростков светоотражателей. Документ внесен на рассмотрение в Госдуму. Ранее, в ноябре прошлого года, ГИБДД уже выступала с подобной идеей.

Закон, по задумке депутатов, должен вступить в силу 1 января 2014 года. Катафотами родителей будут снабжать муниципальные власти. Если ребенок появится на дороге в темное время без светоотражающего элемента, его родители заплатят штраф в размере 200 рублей или получат предупреждение.

Дело за модой

— Усиленная работа по профилактике детского травматизма на дорогах позволила добиться того, что он у нас сведен к нулю, — порадовал начальник ГИБДД Калтасинского района Азат Алимбеков. — С начала года не зарегистрировано ни одного ДТП, в котором бы пострадали дети.

По словам Азата Алимбекова, он приветствует появление на школьной форме и ранцах светоотражающих элементов. В сельской местности это особенно важно. Конечно, детей развозят на школьных автобусах, но не до самого порога, какую-то часть пути приходится идти пешком по неосвещенным дорогам. Новшество станет дополнительной защитой от несчастья.

— Я бы всем пешеходам без исключения прицепил катафоты, — заявил знакомый таксист. — Уж больно любит наш народ, ходить по ночам по проезжей части.

Хоть и считаются катафоты нововведением, однако одежда со светоотражающими вставками популярна у родителей младших школьников уже давно, отмечает Альфия Гирфанова, больше пятнадцати лет торгующая одеждой, в том числе детской. Правда, вставки пока чаще встречаются на куртках и на спортивных костюмах. Потому некоторые родители сами находят светоотражающие ленты и стикеры и пришивают или прицепляют их к детской одежде.

— Ношение в темное время суток катафотов или одежды со светоотражающими элементами должно стать хорошим тоном. Это, безусловно, сократит число наездов на пешеходов, — уверен исполняющий обязанности начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Баймакскому району Юлдаш Габитов. — Особенно заметны для водителей должны быть дети, которые в силу своего возраста порой неожиданно появляются на проезжей части.

Школа № 15 — самая крупная в Белебее, здесь учится более 1 тыс. 300 детей. А расположена она на улице с интенсивным потоком транспорта.

— В прошлом году вместе с памятками и схемами безопасного маршрута «дом — школа — дом» юным пешеходам раздали фликеры. На родительских собраниях говорим с папами и мамами о целесообразности приобретения портфелей, рюкзаков, верхней одежды со светоотражателями, — рассказывает руководитель школьного кружка «Юный инспектор дорожного движения» Ирина Ялаева.

Фликеры ученикам выдают и при коллективном посещении кинотеатров, музеев.

— Обязательное использование светоотражателей, конечно, повысит безопасность пешеходов. Однако это не панацея, — считает отец одной из второклассниц Максим. — Перед пешеходными переходами нужно устанавливать более яркий, крупный дорожный знак, чтобы водители издали их замечали и вовремя реагировали. Да и освещение улиц, дорог в городе могло быть лучшим.

Максим убежден, что безопасность дорожного движения зависит от дисциплинированности как водителей, так и пешеходов. И привел свежий пример: девятиклассник белебеевской школы № 15, переходя улицу в неустановленном месте, попал под машину и получил травму ноги. Водитель затормозить не успел…

— Нам, взрослым, нужно начинать с себя, — считает мужчина. — Каждый день приходится видеть, как вроде бы взрослые люди переходят дорогу на красный сигнал светофора. Я за ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения. Только так можно сократить число ДТП.
Читайте нас: