Все новости
Cоциум
6 Марта 2013, 02:49

Пора выруливать

Республиканские парламентарии намерены пристально следить за аварийностью на дорогах

Есть мнение, что надо ужесточить требования при экзамене на получение водительских прав. Поддерживаете?
Есть мнение, что надо ужесточить требования при экзамене на получение водительских прав. Поддерживаете?
Поправки и дополнения к закону «О безопасности дорожного движения» вносятся с неуклонной регулярностью, но, по большому счету, аварийность на российских дорогах снижается крайне медленно. Страну то и дело будоражат громкие ДТП, после которых думские парламентарии начинают «завинчивать гайки» в надежде исправить ситуацию. И хотя наш регион проблемным в этом плане назвать нельзя, некоторые претензии у депутатов Госсобрания к деятельности республиканского ГИБДД все же есть. Это показало и заседание комитета по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству.
«Разбор полетов» затянулся более чем на два часа. Необычно долго, если учесть, что на повестке дня стояло более десятка вопросов. Столь долгие дебаты вызвали сразу несколько моментов. Прежде всего — работа автошкол. По мнению парламентариев, они не дают необходимых навыков курсантам, и вообще, система подготовки водителей далеко не совершенна. Тогда как количество автомобилей растет неуклонно. И прежде всего, ситуация объясняется тем, что раньше лицензирование таких заведений осуществлял минобразования совместно с ГИБДД. Сейчас положение иное. «Мы уже два года как отстранены от этой деятельности, — поясняет начальник отдела Управления ГИБДД Линар Шайдуллин. — Автоинспекция только принимает экзамены, но к надзору за работой автошкол никакого отношения не имеет».

Подобный расклад не замедлил сказаться на ситуации. По словам работников ГИБДД, сейчас экзамен на права с первого раза сдают только 25 — 30 процентов курсантов. Это свидетельствует о падении системы подготовки водителей, и говорить о резком снижении аварийности на дорогах вряд ли придется. Правда, сейчас на федеральном уровне решается вопрос об ужесточении требований при экзамене на получение водительского удостоверения. Такая инициатива пришлась по душе и депутатам Госсобрания. Еще раньше председатель комитета Наиль Кутлугильдин подчеркивал, что необходимо вернуться к добрым традициям советского ДОСААФ, в школах которого основательно преподавали и теорию, и практику. «Можно сказать, что сейчас водителей обучают поверхностно, — поясняет депутат. — Им не преподают ни устройство автомобиля, ни основы экстремального вождения. А ведь когда-то все это входило в учебные программы. Теперь же главная цель — быстро научить курсанта держать руль — и можно отправлять его на экзамен. Такой подход пора искоренять».

К слову, радикально настроенные эксперты утверждают, что вождение автомобиля требует таких же психологических качеств, как и управление самолетом. Но медкомиссию в летчики проходят лишь единицы, а на водителя — практически все. Иными словами, сесть за баранку может даже человек, которому на практике управление авто дается с большим трудом — или реакция не та, или с глазомером проблемы, или психологическая неустойчивость налицо. Таких водителей немало, однако в этом плане ситуация не меняется. Как пояснил Линар Шайдуллин, в минувшем году выдано на пять процентов больше водительских прав, нежели в 2011-м. Выросло и количество автомобилей. По данным ГИБДД, в прошлом году на учете числилось более 1 млн 370 тысяч транспортных средств, а это почти на 9 процентов превышает показатели предыдущего периода.

Как бы там ни было, но снижение аварийности в республике медленно, но верно идет на спад. Здесь свою роль сыграло несколько факторов. Один из них — законодательные изменения. Как сообщил Наиль Кутлугильдин, в течение прошлого года и думские парламентарии, и депутаты Госсобрания республики внесли ряд изменений в законы, касающиеся безопасности на дорогах, а также ужесточили КОАП. Кроме того, автоинспекция серьезно взялась за пьяных лихачей. Это позволило на 12 процентов сократить количество «пьяных» ДТП на республиканских трассах. Если же приводить всю статистику, то в минувшем году количество аварий снизилось на 1,9 процента. Людей в ДТП тоже стало гибнуть меньше. По словам специалистов, 17 процентов «в минус» — это весьма неплохой показатель.

Как можно было понять из обсуждения, помимо законотворческих инициатив на снижение аварийности будет работать и республиканская программа «Безопасность дорожного движения». Она стартовала в этом году, рассчитана на два года и предполагает финансирование более чем миллиард рублей.

Нарекания парламентариев вызвала также штрафная практика за правонарушения на дорогах. Как пояснил Линар Шайдуллин, оплата по выписанным квиткам колеблется в пределах 73 процентов. В денежном эквиваленте это около 450 млн руб. Однако выяснилось, что недавнее перераспределение полномочий МВД не лучшим образом сказалось на административной работе. Например, в минувшем году ГИБДД выявило полтора миллиона правонарушений. Но многие из нарушителей штрафы так и не оплатили. Ведь штрафными делами сейчас занимаются специальные комиссии при муниципалитетах, а они собираются далеко не каждый день. Вот и выходит, что правонарушение есть, штраф есть, а когда его еще взыщут — неизвестно. Депутаты планируют рассмотреть этот вопрос более детально.

Парламентарии также акцентировали внимание и на работе такси. Обсуждение коснулось и состояния таксомоторов, и техники вождения персонала, и даже внешнего вида самих водителей. В итоге сделан неутешительный вывод: работа такси от идеала далека. «Прежде всего такси — это сфера обслуживания, где все должно быть на соответствующем уровне, — подчеркивает Наиль Кутлугильдин. — А о каком уровне можно вести речь, если граждане даже не могут отличить таксомотор от любого другого автомобиля. Шашечек нет, машины, как правило, имеют изрядный пробег, безопасность пассажиров тоже под сомнением. Многие таксисты игнорируют ПДД и попадают в аварии. Так что работы в этой области тоже много».

Озабоченность парламентариев понятна: скоро в Уфе пройдут саммиты стран ШОС и БРИКС. А учитывая сегодняшнее положение на рынке услуг такси, иностранцы вряд ли окажутся довольны качеством сервиса. Поэтому депутаты намерены вплотную заняться проблемами таксоперевозок и для начала предлагают окрасить все таксомоторы в один или два опознавательных цвета. Как и положено в цивилизованных странах.
Читайте нас: