Местный телеканал рассказал, что солдаты Великой Отечественной войны получали денежное довольствие и их расчетные книжки так до сих пор хранятся в архивах. Информация вызвала неслыханный ажиотаж.
В военкоматы потянулись тысячи людей — вдовы, дети, внуки, рассчитывающие
на многомиллионную компенсацию.
Рида Дильмухаметова услышала по телевизору новость, что в полевом отделении банка России «Красноармейское» хранятся вклады солдат Великой Отечественной войны.
— Мой отец, Гайса Хуснутдинов, призвался на службу в 1943 году, — говорит женщина. — Служил в 477-м стрелковом полку. Вернулся домой в 1949-м инвалидом. Работал ветфельдшером. В 1960 году скончался. Я пошла в военкомат в надежде что-нибудь выяснить. Мне даже не столько деньги важны, сколько память об отце. Понимаю, что на счету может и не быть ничего. Это ради памяти отца, ради моих детей и внуков, чтобы они знали, кем был их дед.
Женщине в военкомате нашли номер полевой кассы. Для того чтобы доказать свое родство с ветераном, необходимо было нотариально заверить копии имеющихся документов и отправить их по почте в банк, где до сих пор в архивах хранятся эти вкладные книжки военных лет.
— Никогда отец про эти деньги не говорил, — рассказывает Рида Дильмухаметова. — Отправила документы, буду ждать ответа.
— Скорее всего, из банка придет простая отписка о тайне вклада, которая гарантирована законом, — объясняет старший помощник начальника отделения по работе с гражданами военного комиссариата Башкирии Борис Астраханский. — На моей памяти нет ни одного случая, чтобы людям выплатили какие-то астрономические суммы. В ответах из банка не говорят, существует ли вклад и стоит ли за него бороться. Известен случай, когда человек попытался получить вклад отца — Героя Советского Союза, погибшего в 1943 году. Госбанк долго тянул резину: требовал решения суда о признании членов семьи наследниками вклада, потом отказывался их признавать. В итоге после суда деньги удалось получить. Но родственникам никто не объяснил, что за эти годы в стране прошло несколько деноминаций. Вместо 5 тысяч 332 советских рублей люди получили только 53 российских рубля. А потратила родня героя около десяти тысяч.
Сотрудник Башвоенкомата ежедневно объясняет людям, приходящим искать свои «миллионы», что речь идет не о компенсациях семьям, а именно о вкладных книжках самих военнослужащих. Эти документы появились у каждого солдата в 1942 году, и на них Госбанк СССР начислял фронтовикам денежное довольствие. По его словам, в годы войны красноармеец получал 10 рублей в месяц, сержант — 15 — 20 рублей, а лейтенант — 200 рублей. К тому же особые премии бойцам начисляли за сбитые самолеты, уничтоженные танки и другие подвиги (например, за подбитый танк полагалось 500 рублей). Однако сами солдаты этих денег, как правило, не видели.
— Дело в том, что связывать факт прохождения службы и обязательное наличие вклада было бы ошибочно, — говорит Борис Астраханский. — Солдата могли отправить в тыл, он мог получать деньги на руки, мог отдать в фонд обороны. Распространена была такая практика — приходил замполит, говорил: ребята, соседняя рота вся как один написала заявление о перечислении денежного довольствия в фонд обороны. Поддержим? Все соглашались.
Редакция обратилась в Национальный банк республики за комментарием. Нам пришел ответ, к которому прилагалось письмо, полученное Нацбанком от полевого учреждения Банка России «Красноармейское». В нем говорится, что остатки денежных средств на вкладах в подавляющем большинстве незначительны, так как денежное довольствие служащим начислялось за период от начала прохождения службы до момента выбытия из части. Ставка по остаткам внесенных средств составляла всего 2 процента годовых. Справки по счетам и вкладам выдаются самому вкладчику либо его представителю по доверенности или некоторым госорганам. Если же вкладчик умер, то справки выдаются наследникам или нотариальным конторам. То, что вы наследник, необходимо будет доказать документально.
Банк подчеркивает, что вкладные книжки открывались с начала 1942 года. После окончания войны более 90% вкладов были получены.
Кстати, в письме ясно сказано: информация о выплатах крупных сумм наследникам не соответствует действительности. И сделано предупреждение: деньги, израсходованные на доказательство принадлежности остатков средств на лицевых счетах их родственникам, могут значительно превысить сами остатки.