Все новости
Cоциум
6 Февраля 2013, 15:18

«Огненный сокол» в дебрях большого города

Примерить на себя маску великого воителя или принцессы никогда не поздно

Ролевик всегда в отличной физической форме.
Ролевик всегда в отличной физической форме.
В сумеречной Уфе затихает дневная суета, сонно потягиваются улицы, замученные толпами спешащих людей... И никто, пожалуй, не обратит внимания на молодого человека в привычных джинсах, вязаной шапке, нахлобученной аж до ушей. И никто не знает, что спешит он не на свидание с любимой девушкой или домой, отоспаться после трудового дня. По скупым подсказкам, оставленным давно забытыми, а может, не существовавшими никогда народами, он ищет древний, потерянный тысячелетия назад артефакт. И только вы скользнете по его лицу взглядом, он уже будет настороже: за каждым углом может скрываться более ловкий противник. Если артефакт попадет в чужие руки — влачить клану нашего юного героя жалкое существование.

Когда-то в быстро увлекающемся и так же быстро забывающем подростковом возрасте я до тумана в глазах зачитывалась Александром Дюма, превратив Уфу в свой индивидуальный средневековый Париж. Каждый черноусый незнакомец был не иначе как перенесенным чудесной силой графским сыном, посланным увезти меня в высокий замок со стройными башнями и золотистыми гобеленами. А в летних сумерках облупленные хрущевки превращались в ловушки, где неосторожного путника подстерегали вооруженные до зубов гвардейцы кардинала. Знать бы, что уже за несколько лет до моего увлечения красавцами-мушкетерами существовало и вело странную на посторонний взгляд жизнь целое поколение людей, свободно путешествующее по странам, мирам и эпохам — ролевики.

Куда приводит «Белая дорога»

...Обычная комнатка в одном из молодежных клубов Уфы напоминала скорее оружейный склад: шлемы, наручи всех калибров, фасонов и раскрасок, маски подозрительных зверей, то ли занесенных в Красную книгу, то ли заглянувших на огонек из другой Галактики. Но в этой суете и кажущемся беспорядке каждый был собран, деловит и занимался нужным делом: что-то чистил, что-то подклеивал — на подходе был урок фехтования. Сигурд, молодой подтянутый человек, без лишней суеты и многословия просветил меня насчет жизни ролевицкой в нашей славной столице.

Перестроечные годы не лягнул только ленивый. Но, однако, в те времена не только все рушилось, но и кое-что весьма успешно создавалось. Дети, не собранные в аккуратную кучку временно канувшей в небытие пионерской организацией, вышли на улицу. Одни поддались духу вседозволенности, другие — духу свободы, осознав, что их внутренний мир интересен только им самим да, может, тем папам и мамам, которым повезло не вкалывать за гроши на работе. В 1995 году Сигурд оказался на улице Зорге, и судьба повела его по «Белой дороге» — именно так назывался первый ролевицкий клуб в Уфе, ныне, к сожалению, прекративший существование.

Всё началось с Толкиена

Что такое ролевая игра, Сигурд знал. Но купился на самую простую и самую дорогую на свете вещь. «Когда я зашел в клуб, мне все улыбнулись — искренне, как долгожданному гостю. Несмотря на скромный антураж — с нынешним не сравнить — Уфа и, в частности, «Белая дорога» были на передовых позициях в ролевых играх». Но еще раньше, в 1990 году, в Сибири прошли первые Хоббитские Игрища (привет Толкиену), на которые дружною толпою отправился из Уфы клуб, скромно называвшийся тогда КЛФ (Клуб любителей фантастики). Это и было началом.

Ролевиков в Уфе много, но жизнь их, как жизнь вообще, хаотична. Выросшие воины и эльфы с таким же усердием выполняют роль мам и пап, обретают приют где-то в других городах и странах — не в игре, а в реальности, потому отчитаться, сколько их в Уфе, сложно. Но вполне зрелые мужи лет 30-ти в клубах нередки до сих пор. А «Белая дорога» привела Сигурда в «Дружину «Рарог» — «Огненный сокол». Название, как и все в ролевых играх, не случайное — старославянское и связано, конечно, с Рюриковичами. Недаром на славном стяге дружины нашел достойное место знак Рюриковичей, впервые обосновавшийся на печати Святослава Игоревича. Найденная при раскопках древнейшей Десятинной церкви в Киеве, она имела изображение грубого двузубца, направленного высоко вверх, с коротким отрогом книзу.

Как уж говорилось, ролевиков сдерживают только рамки собственного воображения, а оно у них предела не знает: техногенные игры, реальные эпохи и нереально увлекательные чужие миры, футуристические задумки (тут, правда, сложнее — звездолетов сейчас просто не достать!), городское фэнтези — собственного сочинения и деликатно заимствованное у корифеев жанра, например, Анжея Сабковского, автора «Ведьмака». Кстати, поиграть в «Ведьмака», на котором Сигурд был Мастером — то есть тем, кто ее организует и проводит, собрался опытный народ из Челябинска, Екатеринбурга.

Нередко ролевиков люди несведущие путают с реконструкторами: костюмы и там и там, но похожи они, в основном, только первой буквой. «Тут дело даже не в конкретном историческом событии, — разъясняет дилетанту Сигурд, — зато материальная культура на высоте: костюм реконструктора от шапки до сапог и от поножей до шлема накрепко привязан к конкретным эпохе, образцу и местности».

Но если к реконструкторам относятся более-менее благосклонно, удивляясь лишь желанию взрослых дяденек париться в тяжелых доспехах, то о ролевиках нередко доводилось слышать менее лестные высказывания. Ролевые игры — это красивый уход от действительности, наподобие ласкового плена всемирной паутины. А наиболее суровые противники подозрительных типов в костюмах, лишь отдаленно напоминающих обаятельных гусар или новгородское ополчение, и вовсе подозревают их в приверженности к неведомой секте любителей эльфов или почитающих Толкиена как отца-основателя всего сущего на земле.

«Весьма распространенная точка зрения, — соглашается Сигурд, — но здравомыслящему человеку понять все достаточно легко: надо лишь прийти к нам и спросить. Вы увидите весь срез нашего современного общества: врачи, учителя — опытные специалисты, словом, люди, приходящие домой, снимающие костюм и становящиеся обычными отцами семейства, любящими мамами. Вместо того, чтобы пить водку в подъезде, они ездят на игру. Это сильно разнообразит жизнь. И, кстати, нередко заменяет занятия спортом (историческое фехтование — вещь неслабая), увлечение танцами (на фестивалях обязательны турниры и балы). Дает возможность блеснуть талантами сочинительства и красотой голоса. Что касается секты, у нас отсутствует ее главная часть — мы не принадлежим ни к какой религии».

Уфа — город спокойный. Для сравнения, в Москве, например, на заре расцвета ролевок находилось немало задумчивых товарищей, вписывающих в паспорта эльфийским письмом, разработанным Толкиеном, национальность «нолдор» — «эльф». А в Англии джедаи — суровые герои «Звездных войн» Лукаса — вообще представители одной из официальных религий.

Но если ты вполне адекватный гражданин, считает Сигурд, коммуникабельный и увлекающийся, стоит попробовать — получишь хороший урок. Ты попадаешь в одну ситуацию, в другую. Ведь ролевая игра, по сути, — это спрессованный во времени бесценный жизненный опыт: основана она на вполне реальных отношениях и случаях. Значит, ты не растеряешься и в жизни, выпутаешься, найдешь лазейку.

...Вы никогда не ощущали в руке тяжелой рукоятки хорошо сбалансированного меча вместо знакомого портфеля? А на теплом, пахнущем морем и звездами ветру развеваются полы плаща, словно легкие крылья, несущие вас к неведомым мирам и приключениям.
История ролевых игр
  • 1967 год — все начинается скромно. Гэри Гайгэкс и Джефф Перрен из города Лейк-Женава, штат Висконсин, придумали настольную игру на средневековую тему Chainmail
  • («Кольчуга»). Авторы, проявив недюжинную фантазию, добавили в нее красочные элементы фэнтези: чудовищ, магию и нечеловеческие расы. «Кольчуга» положила начало мощному направлению молодежной субкультуры.
  • 1977 год — игра стала ролевой. Вместо армий каждый игрок управлял отдельным персонажем, за которым, естественно, стоял он сам. Вместо полей средневековых сражений действие происходило в коридорах замков, пещерах и подземельях.
  • 1990 год — под Красноярском организуют первую всесоюзную игру Хоббитские Игрища. Участвуют примерно 130 человек со всего Союза. Популярности РИ немало способствовал огромный в то время интерес к роману Толкиена «Властелин колец». Позже Гайгэкс вспоминал: «…когда другим участникам начали надоедать игры в средневековье, а мне— нет, я решил добавить в игру фэнтезийные фигурки. 70-миллиметровый викинг с приклеенными кукольными волосами и палицей, сделанной из кухонной спички и автомобильной шпатлевки, раскрашенный в синий цвет, превратился в устрашающего великана. Я прочесывал магазины старьевщиков и со временем нашел фигурки, представляющие людоедов, элементалов и так далее».
  • 1990 год — в СССР издается «Заколдованная Страна». Книга расходится тиражом 40 тыс. экземпляров.
  • 1991 год — в Казани состоялся форум фантастики и ролевых игр «Зиланткон», в настоящее время являющийся крупнейшим и старейшим конвентом РИ-сообщества. Он собирает более 2,5 тыс. человек со всей России.
Читайте нас: