Когда в городах и селах стали появляться первые частные извозчики, мало кто верил в перспективность этого бизнеса — мол, «наши люди на такси в булочную не ездят». Оказалось, еще как ездят — очень скоро количество автомобилей с «шашечками» стало расти в геометрической прогрессии.
Но, сумев стать неплохой альтернативой общественному транспорту, цивилизованным
рынок такси пока что не стал.
Недавно решился на своеобразный (к слову, весьма затратный) эксперимент. Когда пришло время отправиться в очередную служебную поездку из Туймазов в Уфу, воспользовался услугами частных извозчиков. Одно такси довезло меня от дома до местного автовокзала, на другом был совершен 180-километровый вояж в столицу нашей республики, путь третьего пролегал по маршруту Южный автовокзал — Дом печати. И вот что из этого вышло.
В Туймазах за мной приехала видавшая виды иномарка. Стекло ее правой задней двери украшала... внушительных размеров дыра, крест-накрест заклеенная скотчем. «Так Новый год же был! Погуляли», — туманно пояснил происхождение дополнительной системы вентиляции «бомбила». И, потеряв ко мне всякий интерес, с головой ушел в разговор по сотовому телефону. Между тем такое пренебрежение клиентом не помешало ему взять за проезд 50 рублей.
Следующее такси, которое дожидалось меня на туймазинском автовокзале, было покруче — практически новый немецкий автомобиль (да и то сказать, поездка в один конец 2,2 тыс. «целковых») изначально подразумевал более высокий уровень комфорта. Со словами «незачем всем знать, что такси едет, да и полиция нас не очень-то любит» водитель спешно снял с крыши фонарь с шашечками, затолкал его под сиденье, и мы тронулись в путь. Все указывало на то, что поездка будет неутомительной и комфортной: тихо играла музыка, приборная панель весело подмигивала многочисленными кнопочками и дисплеями. Чуть позже выяснилось, что ездить водитель предпочитает на реактивных скоростях. Умудряясь, словно опытный летчик-камикадзе, обгонять транспортный поток не только слева и справа, но, казалось, даже сверху и снизу. На мою просьбу сбавить скорость он пояснил, что смысл работы сводится к принципу «как потопаешь, так и полопаешь». А значит, необходимо как можно скорее вернуться обратно, чтобы успеть выполнить побольше заказов. Признаться, пренебрежение жизнью и здоровьем пассажира — единственная моя претензия к тому таксисту. Но и этого хватило с лихвой: из автомобиля я выбирался на полусогнутых. Лишь минут через десять в затуманенный страхом рассудок проникла первая осознанная мысль: «Живой!».
«Куда тебе нужно? К Дому печати?! Триста!» — сказал, как отрезал, другой «властелин дорог» с Южного автовокзала. Для проформы я немного потоптался рядом с его автомобилем. Однако надежды, что он хоть немного сбросит цену, не оправдались.
Эта поездка заняла больше 20 минут, хотя с редакционным водителем мы преодолевали отрезок пути минимум в два раза быстрее. И дело здесь вовсе не в пробках или неважном состоянии дорог. Распознав во мне провинциала, до известной всем уфимцам десятиэтажки таксист добирался окружным путем. Оно и понятно — такая нехитрая уловка позволила ему с полным правом требовать за свою услугу три сотни.
Ради чистоты эксперимента к частным извозчикам я обратился и на обратном пути. Правда, с одним исключением: до Туймазов все же предпочел добираться на междугородном автобусе. На поездку с очередным лихачом по обледенелой трассе не было ни денег, ни нервов. Тем не менее сюрпризов и здесь было достаточно. В том числе и приятных. Так, вызвав такси, чтобы доехать до Южного автовокзала, услышал в ответ: «Машина будет через 15 минут. Стоимость поездки — 100 рублей. Вас это устраивает?». Господи, да конечно устраивает! Но... Получается, местный «бомбила» содрал с меня тройную цену?..
Впрочем, такой подход к клиенту наблюдается практически в каждом населенном пункте. В этом мне довелось убедиться через несколько часов. Вернувшись на свою малую родину, направился к автомобилям с «шашечками» в 15 метрах от привокзальных платформ. Увидев, что я сошел с междугородного автобуса, водители тут же предложили мне отправиться до площади Октября за 70 рублей. Хотя в городе на этом отрезке пути действует фиксированный тариф — полтинник.
Тем не менее заканчивать это повествование на обвинительной ноте в адрес частных извозчиков, как мне кажется, не совсем справедливо. Большая часть фирм успешно учится работать по принципу «клиент всегда прав». Все чаще слышу истории о том, как один таксист не только довез беременную женщину до поликлиники, но и помог ей подняться по обледенелым ступенькам, другой отказался брать деньги у старушки, третий спас жизнь человека, попавшего в ДТП... При этом сами таксисты никак не защищены от произвола со стороны наглых и неадекватных клиентов. Случаев, когда пассажир нахамил человеку за рулем, отказался платить, а то и покушался на его жизнь и здоровье, — вагон и маленькая тележка. В тех же Туймазах нападения на частных извозчиков регистрируются с завидным постоянством. Последний вопиющий случай: в канун Нового года на здешнего таксиста напали два подростка.
Так что домой я возвращался с твердым убеждением: законы у нас хорошие. И те, что есть, и те, что только принимаются. Главное — чтобы они неукоснительно выполнялись. Тогда таксисты смогут рассчитывать на уважительное к себе отношение, а клиенты — на высокое качество обслуживания. А мы с полным правом сможем тогда утверждать, что живем в действительно цивилизованном государстве.