Все новости
Cоциум
31 Января 2013, 15:28

Назад в будущее

У каждого из нас своя судьба, особенная, но она всегда связана с обретением и пониманием прошлого

Тропинка к храму. У каждого она своя.
Тропинка к храму. У каждого она своя.
Заведено так в России издавна — любая реформа, любая коренная ломка существующего жизненного уклада населяющих ее народов неизбежно влекла за собой обязательные изменения в мировосприятии целых поколений. Так было, например, при Иване Грозном и Петре I. Так было при Екатерине II и во время столыпинских реформ. Наши времена из этого порядка тоже не сильно выбиваются. Одна только история с поющими в храме девицами, которая расколола страну на две почти равные половины из сочувствующих и осуждающих, говорит о многом. Но тем не менее до ситуации 1917 года и последовавших вслед за ним событий все-таки далеко. Тогда, после революции, несколько десятилетий гудела земля от поверженных куполов православных церквей и мусульманских мечетей. А сами храмы их вчерашние прихожане превращали в лучшем случае в клубы да сельсоветы. В худшем — в сараи или склады для хранения различного инвентаря, при помощи которого планировалось построить светлое коммунистическое будущее. Светлого будущего не случилось, а чудом уцелевшие останки «разрушенного до основанья» до сих пор у нас, потомков «строителей коммунизма», перед глазами. Наши корреспонденты побывали в Балтачевском районе республики, где увидели по всем параметрам уникальный для Башкирии православный храм, побеседовали с районным начальством и местными жителями и убедились, что не все еще потеряно.
Как было

Двести лет назад переселенцы из Пермского края, а конкретно — из предместий Кунгура, выкупили у башкир несколько сотен десятин земли и основали на ней село Курачево. Согласно переписи 1816 года тут проживали «государственные крестьяне числом 467 душ мужского пола». В 1920 году село состояло из трехсот с лишним дворов с
1 тыс. 706 жителями. А вот по данным на 2009 год, в селе осталось всего 235 человек, преимущественно русских. Одна из них, 75-летняя Анна Ивановна Рубцова, всю жизнь проработавшая в местной школе учителем математики, встречала редакционную машину у пригорка, на котором находится главная достопримечательность этих краев — курачевский храм.

В руках у Анны Ивановны старая, потрепанная тетрадка в клеточку, в которой мелким, убористым почерком на двух страничках записана вся история этой церкви.

— Храм построен в 1826 году. И деревня, и церковь строились фактически одновременно. По своему назначению она использовалась 110 лет, — зачитывает нам из тетради бывшая учительница. — В 1936 году ее частично разрушили, сбросили кресты, колокола, сожгли иконы, разрушили внутреннее убранство. После этого храм использовали как зернохранилище, затем как склад сельпо при курачевском магазине, а в 1964 году, после реставрации крыши, в нем устроили сельский клуб и библиотеку.

К 2003 году, по словам Анны Ивановны, здание пришло в полную негодность. Крыша текла во многих местах, окна были выбиты, штукатурка почти вся осыпалась, потолок находился под угрозой обрушения. Изгороди у храма не было вообще. Под библиотеку выделили бывшую учительскую квартиру.

Наши дни

— И вот из такого состояния жители Курачево решили свою церковь восстановить до первоначального ее состояния, однако справиться с таким объемом работы они были не в силах и обратились за помощью к Петру Селянину и Владимиру Белозерову, уроженцам этих мест, выпускникам курачевской школы, а ныне предпринимателям, живущим в Екатеринбурге. Те выделили некоторую сумму, на которую сельчане закупили строительные материалы. Этих средств хватило, чтобы покрыть только часть крыши, — рассказывает Анна Рубцова. — Но когда в прошлом году пришел уже настоящий строительный подрядчик, а с ним рабочие, были выделены деньги — работа закипела с новой силой.

Откуда взялись средства и кто привел на реконструкцию храма строителей, Анна Ивановна не знает.

Ситуацию проясняет глава Балтачевского района Рафиль Галлямов.

— Не дело это, неправильно, когда село стоит с разрушенной церковью. Если есть в селе православный храм, он должен жить, должен звонить во все свои колокола. Мы долго искали спонсоров — людей и организации, которые могли бы помочь нам в восстановлении курачевской церкви. В прошлом году дело наконец сдвинулось с мертвой точки, работы по реконструкции начались, — поясняет глава.

— Строители трудятся очень качественно и ответственно. А мы помогаем им — вывозим мусор, убираем территорию, а летом носили ведрами глину в церковь. Мы настоящие субботники организовывали, стар и млад работали. Даже дети, начиная с 4-го класса, те, кто может хоть какую-нибудь щепку поднять, все приходили и помогали, — продолжает свой рассказ Анна Рубцова.

Старый, почти полностью разрушенный потолок строители убрали. Мусора и грязи на полу было в метр толщиной — его вывозили местные жители. Сейчас в церкви установили временное отопление, чтобы можно было работать даже в самые лютые морозы. Над центральной частью храма уже сверкает позолотой новый купол. Заново отстроена, пока еще без навершия, небольшая колокольня. Глава администрации утверждает, что совсем скоро от нее по всей округе будет слышен малиновый колокольный перезвон.

— А первый, изначальный колокол жители деревни разбивали в тридцатых годах с особенным усердием. Ничего не получалось у них, но нашелся-таки «умелец»: сперва раскалил колокол в огне, а затем облил его студеной водой. Только так и справились — разломился колокол на несколько частей, и где они сейчас, никто не знает. Сгинули, наверное, — с горечью повествует Анна Рубцова.

Ожившие фрески

Курачевский храм — уникальный исторический памятник. Таких в республике больше нет, заявляем с полной ответственностью. Церковь полностью, от самого основания до куполов, сложена из дикого природного камня. Кладка бутовая, толщина каждой стены около 110 сантиметров. Образцы этих камней носили в начале ХIХ века в мешках — пешком! — в Уфу, на экспертизу. Только после авторитетного заключения специалистов было дано заключение, из какого карьера следует брать материал для постройки церкви. Наверное, поэтому и простояли стены более двух сотен лет. А штукатурку, и внутреннюю, и наружную, замешивали на яйцах, оттого она такая крепкая вышла.
Но самое главное — это внутреннее убранство храма. Речь идет о фрагментах чудом (после варварского уничтожения старины в тридцатых и шестидесятых годах прошлого века) сохранившихся фресок. Раньше фрески были видны очень хорошо, но когда храм в 1964 году начали переделывать под клуб и библиотеку — их просто выдалбливали со стен при помощи молотка и зубила. Но с двумя участками стены, очевидно, не совладали и просто по новой их заштукатурили, а затем, чтобы уж наверняка, замазали краской. Эти самые фрагменты первоначальной росписи и сохранились, но находятся они сегодня, даже после предварительной очистки, в крайне плачевном состоянии.

Разглядеть роспись невооруженным глазом очень сложно. Отдельные детали видны только после фотосъемки, после обработки снимков в специальных программах. И лишь благодаря мастерству нашего фотографа мы можем с определенной долей уверенности утверждать, что один из сюжетов росписи — это «Наречение Иоанна». Однако лики, фигуры и позы изображенных на фреске персонажей, даже на наш непрофессиональный взгляд, выполнены не русскими, а европейскими мастерами. Как вариант — художниками, обучавшимися своему ремеслу за границей. И еще, сама архитектура храма отдельными своими репликами намекает на руку иностранного мастера.

Безусловно, возвращение этих удивительных росписей к людям требует немедленного и безотлагательного вмешательства специалистов. В Уфе таковых мы не найдем — нужно звать экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга. Справиться силами районной администрации, несмотря на все ее старания сохранить в первозданном виде все, что можно сохранить, немыслимо. Силы есть, но средств и компетенции явно недостает. Зато и средства, и компетенция, и авторитет имеются у нового руководства министерства культуры — только ему по плечу решить эту непростую задачу.

А в желающих помочь, надеемся, недостатка не будет. Другого пути у нас просто нет — нужно оставить своим детям и внукам то, что построили когда-то наши прадеды. Нужно оставить свой след на земле, а вот куда он приведет наших потомков, — зависит только от нас.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
— Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы восстановить храм в Курачево. В мусульманских селениях обязательно должна быть мечеть, в православных — церковь. Это наши истоки, это наша история, это то, что поддерживает людей в трудную минуту.

Мы сейчас поднимаем Курачево из экономической ямы, в которой село оказалось в пореформенное время. Каждый год устраиваем там масленицу, на нее съезжаются люди со всего района. А на источник к курачевской церкви на праздник Крещения народ приезжает даже из соседних районов и Уфы. Мы сделали там купель, и в Крещение любой желающий — и православный, и мусульманин — может в нее окунуться. Я и сам в этом году окунался в этот источник, и все мои замы — тоже. И ни один не заболел.
Читайте нас: