Наверняка на улице вы не раз встречали парней и девушек в призывно ярких майках, собирающих в прозрачные пластиковые ящики деньги — чаще всего на лечение или операцию больным детям, иногда — для потерявших кров семей. Кто-то, движимый состраданием, достает из кармана бумажную мелочь, в основном же люди равнодушно бегут мимо по своим делам. «Да они себе на пиво собирают», — не раз приходилось слышать от прохожих.
«Не делай добра — не получишь зла», «Инициатива наказуема», — поговорок на эту тему существует много. Но, к счастью, находятся люди, которые думают иначе. Именно они формируют волонтерское движение или помогают нуждающимся в одиночку, как могут.
— Мной движет осознание того, что даже один человек может изменить окружающий мир к лучшему. Главное — начать действовать, и тут же появляются единомышленники. Это доказывает, что в мире добра больше, чем мы даже можем себе представить. Я испытываю радость от того, что делаю хотя бы чуточку счастливее жизнь других, пусть даже незнакомых людей, — рассказывает уфимка Юлия Иванова, психолог по специальности.
Не так давно, накануне Нового года, Юля по собственной инициативе провела вместе с друзьями благотворительный вечер в уфимском доме престарелых, что на улице Р. Зорге. Сами, без участия всяких фондов и организаций, с помощью созданной в соцсети группы собрали деньги на подарки для 235 бабушек и дедушек. Поскольку Юля и ее единомышленники — «собачники», то приехали в гости вместе со своими питомцами. И ребятами из клуба «Апельсин», которые пели и танцевали для одиноких стариков.
— Если бы вы видели, как бабушки и дедушки радовались, когда появилась возможность пообщаться с животными, погладить их. Многие прослезились, слушая детские песни. Мы вручили гостинцы каждому, подарили теплые пледы и открытки, сделанные детьми. Незрячие просили рассказать, что там нарисовано — было очень трогательно, — вспоминает Юля.
Помимо таких вот энтузиастов в Уфе и республике существует немало волонтерских организаций.
— Самые крупные из них — это центры по подготовке к Олимпиаде в Сочи при БГМУ и по подготовке к Универсиаде в Казани при БГУ, сектор добровольства при городском центре психолого-медико-социального сопровождения «Индиго», а также волонтерское движение антинаркотического направления при Уфимском топливно-энергетическом колледже, — поясняет ведущий специалист-эксперт отдела по работе с молодежными организациями минспорта республики Эльвира Хайрутдинова. — У них есть свои ячейки и в других городах Башкирии.
По ее словам, волонтером может стать любой желающий — от семи лет и до бесконечности. Исключение составляют мероприятия международного уровня типа прошедшего недавно чемпионата мира по хоккею среди молодежных команд: в них имеют право участвовать только совершеннолетние. Среди волонтеров есть немало людей «серебряного» возраста: после выхода на пенсию они не хотят сидеть сложа руки, стремятся принести пользу обществу.
Маленькие добровольцы раздают листовки, участвуют в различных флэшмобах. А потом им начинают поручать более серьезные задания. Одним из таких юных волонтеров в свое время был Алексей Гладунов — сейчас ему уже 19 лет, он студент БГУ, работает на двух работах и при этом продолжает помогать людям.
— Я занимаюсь волонтерством 8 лет, начинал с подростковых клубов. В республике много разных организаций: «Вместе», «Пионеры Башкортостана», «Скауты»... Когда вырос, не раз организовывал районные, городские и республиканские мероприятия. Например, акцию, направленную на борьбу со СПИДом, которая прошла 1 декабря. Сейчас собираюсь участвовать в Международных детских играх — мне это интересно, так как проект ориентирован на отбор лучших среди маленьких спортсменов. Я сам связан со спортом, в частности с волейболом. Имею первый взрослый разряд. Поэтому стараюсь помочь ребятам найти себя в области спорта.
Много вопросов вызывает у общества новый законопроект о добровольчестве, который может быть внесен на рассмотрение в Госдуму в конце февраля. Сейчас его текст направлен в правительство России и субъекты Федерации.
Инициаторы законопроекта объясняют необходимость его принятия тем, что во всех странах Европы существует законодательная база для волонтерской деятельности, а в России — нет. И уверяют, что закон не станет преградой для волонтеров, а, наоборот, — позволит регламентировать работу, определить права и обязанности участников. Добровольческое же сообщество страны выступает против закона, так как считает, что волонтерство у нас находится на зачаточном уровне и еще не стало частью российской культуры. И попытка формализовать отношения между волонтером и организацией может существенно подорвать движение.
В нашем республиканском Госсобрании законопроект сперва направили в комитет по социальной политике и здравоохранению. Однако впоследствии он «перекочевал» в комитет по местному самоуправлению и общественным объединениям. Его председатель Рустем Кузбеков пояснил, что законопроект должен быть приведен в соответствие с федеральным законодательством, и уже вскоре эта работа начнется.
— Закон о волонтерстве в первую очередь защищает интересы самих волонтеров, — прокомментировал проект глава комитета. — Ведь если, к примеру, доброволец изъявит желание работать в спецприемнике для бомжей, он запросто может подцепить какое-нибудь заболевание. Но если раньше такие моменты никак не оговаривались, то теперь права волонтера защищены законом. К тому же бывают случаи, когда под видом добровольных помощников действуют всякого рода мошенники. Теперь это будет исключено.
Такого же мнения придерживается и парламентарий Альбина Бурангулова. Законопроект она назвала «очень важным и своевременным документом».
Мы решили узнать, как относятся к возможному принятию закона жители Уфы:
— Волонтерство — это добровольное решение о помощи ближним, душевное состояние, если хотите. Как это можно запихать в рамки закона? Давайте еще регламентируем признание в любви, зачатие ребенка... В документе сказано, что закон будет способствовать развитию гражданского общества. Это чушь. Чего стоит только тот факт, что теперь мне, прежде чем отправиться помочь найти ребенка в лесу или потушить пожар, надо будет куда-то заехать и заключить договор! Там уже сгорит все сто раз, пока мы бумажки будем подписывать...
Айрат, менеджер по развитию:
— Тем, кто считает, что закон не нужен, ничто впоследствии не помешает оказывать помощь вне его рамок. Не мешает же наличие федерального закона «О добровольной пожарной охране» участвовать в тушении пожара каждому, кто при нем присутствует.
Вениамин, индивидуальный предприниматель:
— Зачем мне, волонтеру, системное регулирование моих прав? А обязанности откуда у меня? Волонтер — он же доброволец! Какое еще действие «по поручению организации в целях благоприобретателя?». Это по поручению девчонок из общества «Старость в радость» я покупаю гостинцы и памперсы и еду к старикам? А если без них, просто бабу Аню навестить? Эту песню мы уже не раз слышали: «А разрешение у вас есть? А медицинская справка? От какой вы организации?». Цель этих вопросов — не пустить. У закона — запретить. Это очередная глупость, направленная на уничтожение любой активной гражданской позиции.