Инженер-конструктор уфимского авиационного предприятия «Молния» Артур Гумеров не зависит от общественного транспорта. И на работу, и в университет ездит на велосипеде. К тому же часто совершает вояжи за город, следуя нехитрому принципу «движение — жизнь». Летом, понятное дело, так передвигаться вполне комфортно, осенью и весной — тоже сойдет, хотя иногда в пути можно вымокнуть под дождем. А зимой? Да еще и такой, как нынешняя? Молодой специалист решил подготовиться к холодам с профессиональным подходом и призвал на помощь современные технологии. Адаптация к сезону вылилась в немалые средства.
Двухочковый комплект
— Это первый зимний сезон, который я решил провести на велосипеде, — рассказывает Артур. — Если осенью было достаточно обычного плаща-дождевика, то к зиме пришлось подготовиться более основательно.
В результате подготовки сам велосипед получил дополнительную смазку и шипованную резину, по стоимости сопоставимую с автобрендами и равную цене самого «железного коня» — по 2,5 тысячи рублей за колесо. Комплект был дополнен светодиодными фонарями для передвижения в темное время, а также более удобными для зимней обуви педалями.
Далее встал вопрос о собственной экипировке. На сайте одной из российских компаний была найдена специальная маска для лица, аккумулирующая тепло и согревающая холодный зимний воздух. Фирма поставляет такие для спецслужб. По заявлениям производителя, изделие эффективно до минус 50 градусов. Пригодились для защиты лица и лыжные очки. Но подбор осложнился тем, что их нужно носить вместе с обычными. Поэтому форму и размер пришлось долго и тщательно подбирать.
— Бывает, если неплотно наденешь лыжную маску, обычные очки начинают запотевать, что в движении, конечно, большой минус, — отмечает собеседник.
Про термобелье и теплые перчатки можно подробно не говорить, их наш герой надевает в холодную погоду ежедневно, да и найти в магазинах этот товар труда не составляет.
Что еще? Рюкзак за плечами и любимая музыка в больших наушниках. Поехали!
Ежедневно дорога на работу и обратно занимает 12 — 15 минут, за которые в «педальном» режиме Артур просто не успевает замерзнуть. Коллеги инженера-велолюбителя, предпочитающие общественный транспорт, отмечают, что иногда на остановке в ожидании автобуса или трамвая страдают больше.
— Сезон показал, что до минус 30 градусов передвигаться можно без проблем, — отмечает А. Гумеров. — Случалось, проезжал до 30 километров. Единственный недостаток — на скорости начинают мерзнуть руки.
Что же касается окружающей обстановки, сложностей здесь больше. Инженер сетует на скверный дорожный рельеф, изобилующий глубокими колеями, где узкая велорезина не идет в сравнение с автомобильными «катками». Часто водители в темное время пренебрегают нормальным светом и включают либо очень мощный свет, либо, наоборот, плохо различимые габаритные огни.
— Однажды чуть не угодил под машину, выехавшую из двора вообще без фар, — вспоминает инженер. — Пришлось экстренно соскакивать с велосипеда, точнее, просто падать, так как затормозить уже не успевал.
Оглянись, незнакомый прохожий
Пешеходы на зимний «скафандр» в основном реагируют спокойно, хотя иной подвыпивший гражданин может и отскочить в сторону, коротко охарактеризовав возмутителя своего спокойствия. А сокурсники в университете посмеиваются: «Ты к нам прямо с Эльбруса»?
— А как инспекторы ДПС? Не придираются? — спрашиваю собеседника.
— Если не создаешь аварийных ситуаций, то и внимания не обращают, — отвечает Артур. — Пару раз специально не переводил велосипед через дорогу, как того требуют правила, а проезжал не слезая. Главное — четко оценивать дорожную ситуацию.
Зимой многие велосообщества устраивают специальные снежные пробеги, как в городах, так и на природе. Часто такие «покатушки» несут в себе и толику экстрима: не только в морозостойкости, но и умении управлять велосипедом в сложных условиях. У Артура Гумерова на рабочем компьютере также отмечено несколько маршрутов вокруг Уфы. Молодой инженер намерен проехать за сезон не менее трехсот километров.