Неважно, случились ли эти события на самом деле или стали плодом авторского воображения, главное — это та правда времени и чувств, которые были характерны для нестеровской Уфы столетней давности. Лирическая повесть Сергея Круля «Девушка в синем» воскрешает романтическую историю, произошедшую в Уфе в начале ХХ века. Можно с высоты сегодняшних знаний о той эпохе упрекать автора в идеализации прошлого, в потакании невзыскательному вкусу иного читателя. Но все эти претензии уходят на дальний план перед искренней любовью автора к старой Уфе и людям, ее населявшим.
Повесть Сергея Круля выгодно отличается от многих нынешних исторических реконструкций, страдающих авторским произволом и не согретых даже тенью сочувствия к представленным в них героям. Круль сочинил «жестокий романс» в прозе, созданный не на пустом месте. Светлая и трагическая любовь Петра Мокшанского и Сони Овчинниковой вобрала в себя, как в капле воды, все будущие трагедии русского народа в ХХ веке, но рассказано об этом без слез и стенаний, а с грустной улыбкой умудренного жизнью человека.
Вслед за «Летом Господним» Ивана Шмелева Сергей Круль тоже описывает историю любви, но в уфимской купеческой семье начала ХХ века. Завязка отношений молодых героев происходит во время масленичных гуляний, в атмосфере радости жизни и людского веселья. Расцвет их любви приходится на Великий пост, когда выпускник Московского училища живописи Петр Мокшанcкий пишет портрет Сони в синем платье, а в перерывах между сеансами бродит по любимым уголкам Уфы, перенося их на свои полотна. Все свои чувства и душу молодой художник вкладывает в пейзажи и портрет, уже не замечая любви девушки. Отобрав лучшие пейзажи, сделанные на Случевской горе, герой повести уезжает в Москву, пообещав Соне вернуться к Троице и пойти с ней на выпускной бал по случаю окончания гимназии. По законам жанра, возлюбленный не приехал к назначенному сроку. За несколько часов до выпускного бала девушка вышла на высокий берег реки Белой, случайно оступилась и упала на дно глубокого оврага в Случевском парке. Для реалистического произведения этот эпизод стал бы невыносимой фальшью. Но Сергей Круль создает миф о старой Уфе и поэтому жертвует внешним правдоподобием ради высшей художественной правды. Как когда-то заметил классик, «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман…».
И, как в классическом жестоком романсе, скорбь нагнетается скорой гибелью героя в Москве под колесами пожарного автомобиля.
На основе уфимских реалий 1905 года Сергей Круль сочинил светлую и добрую сказку о любви. Мне в последние годы довелось держать в руках воспоминания и письма уфимских гимназистов и гимназисток той поры, переживших множество испытаний в ХХ веке и разбросанных волею судеб по всему миру от европейских столиц до Китая и Бразилии. Реальные истории людей, переживших ужасы Гражданской войны, голод 1921 года, испытания ГУЛАГом и Великой Отечественной, подтверждают, что вопреки всему они сохранили свои лучшие юношеские чувства и веру предков. Поэтому «Девушка в синем» воспринимается не только как фантазия на краеведческую тему, но и как память о трагическом поколении уфимцев, унесенных ветром революции.