Все новости
Cоциум
27 Декабря 2012, 16:11

Другая жизнь актрисы

Депутату Эльвире Юнусовой помогает в работе знание человеческого духа

Эта обаятельная, стильная и неординарная женщина меньше всего похожа на строгого депутата. В ней море жизнелюбия, искренности и обаяния. А в визитной карточке Госсобрания — Курултая РБ значится: заместитель председателя Комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи, заслуженная артистка РФ, народная артистка РБ. В последнее время люди творческих профессий среди парламентариев встречаются нередко. Что это: дань моде или жизненная необходимость? В принципе, имея большое желание, принести пользу процессу законотворчества способен каждый образованный человек. А вот быть полезным обществу и принять искреннее участие в судьбе отдельного избирателя готов далеко не каждый. Бесспорно одно: в парламенте непременно должны присутствовать люди творческие, непосредственные, зрелые духовно, имеющие жизненный опыт. Одна из таких — Эльвира Юнусова.
— Какие качества, на ваш взгляд, необходимы депутату?

— Нужны многие, но важнее всего навыки психолога. С радостью к нам приходят редко, и поэтому важно умение понять человека, воспринять его боль. Не просто отстраненно выслушать, а вникнуть в его ситуацию и постараться что-то сделать. Я убедилась на практике: совсем неразрешимых проблем не бывает. Было немало случаев, когда люди приходили с потухшими глазами. Утратившие веру, они приносили пачки отписок только для того, чтобы отметить для себя, что и здесь побывали. И появляется желание помочь во чтобы то ни стало. Начинаю разбираться, распутывать клубок с самого начала, попутно делая анализ. Когда сам включился в этот процесс и, не ленясь, потратил свои душевные силы и личное время, вот тогда и радуешься даже больше, чем те, за кого хлопотала.

— Вы чувствуете, что у депутата значительно больше возможностей людям помочь, чем, скажем, у простого чиновника?

— Эта возможность у нас прописана вместе со статусом. Но особых рычагов давления нет. Мы можем попросить, убедить, надавить на совесть, пустить в ход метод восстановления справедливости. К нам прислушиваются.

— Что вы думаете о нашем подрастающем поколении? Молодых стараются поймать на мушку удачи, для них активно пропагандируется не стремление кем-то стать, а, к примеру, возможность блеснуть в минуте славы?

— Это масштабный вопрос. У нас сейчас жизнь другая, мир другой, даже воздух наполнен не теми флюидами, которые носились, когда мы росли. Трудно сравнивать, сколько хорошего или плохого было тогда, а сколько сейчас. Если все это на чашу весов поставить — я думаю, они будут на одном уровне. Мне очень импонирует высказывание арабского писателя и философа Джебрана Халиля Джебрана, где он рассуждает о преемственности поколений: «Вы — луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед. Их души обитают в доме завтрашнего дня. Не старайтесь сделать их похожими на себя, ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне».

В очередном послании Госсобранию президент республики Рустэм Хамитов ставит задачу модернизации всех сфер общественно-политической, социально-экономической жизни республики, создания смарт-общества с умной, высокотехнологичной, наукоемкой экономикой. Для этого нужны современные, креативно мыслящие, высокопрофессиональные люди. Наверное, я оптимистка. Во все времена шелухи хватало, но главное, «стволовое», все равно всегда развивается правильно. Я много общаюсь с молодежью. Мне нравится, как они мыслят, насколько свободными себя чувствуют. Главное — они ощущают себя составной частью огромного мира. У нас такого не было. Хотя, не думаю, что сейчас молодежь менее патриотична. Ведь это такие тонкие чувства, не парадные, не напоказ. Просто поводов для того, чтобы они обнаружились, не так много. Помните, когда «Салават Юлаев» стал чемпионом? Это было ликование по всей республике, не только в Уфе, но и в деревнях гуляли люди до утра, и не было хулиганских выходок. Я сама всю эту ночь провела на улицах в стихийных массовых шествиях. Важно, чтобы у нас в стране было больше поводов для проявления таких чувств. Ведь и в области культуры немало достойных для ликования событий. Просто она у нас пока как бы на задворках.

— На днях культуры в Стамбуле наш Башкирский драмтеатр показал триумфальный спектакль. Люди умирали со смеху, даже не зная языка, не понимая толком, о чем речь. Такую пользу деньгами не измерить. Как можно оценить то, что дает нам подобный культурный обмен в плане международного признания?

— Когда выступаем за пределами республики, сами бываем свидетелями подобного признания. Ведь на самом деле язык культуры, искусства — интернационален, здесь не нужны переводчики. Помню, когда играли в Москве на фестивале «Золотая маска» спектакль «Пролетая над гнездом кукушки», многие зрители смотрели его без наушников, наслаждаясь, как артисты говорили, красотой и певучестью башкирского языка. Например, будучи с гастролями в далекой Индии, артисты Государственного ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова на вопрос «Откуда они?» ответили, что из Башкортостана, где родился Мустай Карим. Тогда зал встал и бурно аплодировал, отдавая дань уважения творчеству нашего великого современника. Думаю, культура является сегодня едва ли не единственным конкурентоспособным российским «продуктом» на мировом уровне. Но все это было создано не на пустом месте. В основе ее — огромный пласт народной духовности, уходящий своими корнями в глубину веков.

Наша задача — сохранить и приумножить богатое культурное наследие, донести его до будущих поколений. Эта мысль нашла свое отражение в послании главы региона, где он одним из основных приоритетов назвал формирование культурного пространства в республике. Впервые в таком серьезном программном документе дается скрупулезная оценка сегодняшнего состояния культуры, указываются пути решения накопившихся проблем. Их, к сожалению, немало — это и слабая материально-техническая база, низкая зарплата, отсутствие жилья, особенно у молодых специалистов, снижение художественного уровня театральных и концертных постановок.

— Одна актриса сказала как-то во времена повального дефицита: «Я не могу позволить себе весь день провести в очередях потому, что вечером на сцене это видно» — и это действительно так. На бедности художника вдохновенно спекулируют те, кто привык в жизни ко всему относиться потребительски. И в результате в нашей стране творческие люди напоминают сокровища под толстым слоем пыли… А если попытаться создать им минимально комфортные условия, решить хотя бы бытовые проблемы — представить трудно, каким бы блеском засияли их таланты.

— Вы совершенно верно подметили про «сокровища». За свою долгую жизнь в искусстве я поняла, что творческие люди не такие, как все, они с «другой» группой крови и сердцебиением. Они иначе видят мир, безумно любят искусство и полностью отдают себя его служению. Но вместо того, чтобы заниматься творчеством, не думая о хлебе насущном, часто вынуждены подрабатывать, чтобы прокормить семью, заплатить кредит... У нас довольно успешно реализуются национальные приоритетные проекты «Образование», «Здравоохранение» и другие. А вот сфера культуры осталась в стороне. Мне кажется, что всем нам надо четко понять, что эта область нашей жизни также, как экономика и политика, является фундаментом общества. Не случайно есть такое всеобщее мнение, что уровень развития любого государства определяется степенью развития культуры и отношения к людям, которые ее создают. Но даже в нынешних условиях творческие люди умудряются делать «продукт» высокого качества.

— Комитет, в котором вы работаете, курирует не только культуру. Какие вопросы требуют особенного внимания?

— Мы курируем образование, науку, молодежную политику и спорт. Все законопроекты в этом блоке проходят через наш комитет. В этих сферах создана обширная законодательная база. Мы одними из первых среди регионов России приняли республиканский закон «О культуре», самыми первыми — «О молодежной политике». В этом смысле парламент Башкирии работает в ногу со временем и создает законы, отвечающие потребностям избирателей и повышающие качество жизни людей.

Президент в своем послании уделил большое внимание государственным театрам республики, поэтому мы считаем необходимым создать правовую базу в этой сфере. Такой огромный пласт культуры, как театральная деятельность, остался вне правового поля как на федеральном уровне, так и в регионах, кроме Томской и Архангельской областей. Считаю, что мы должны ликвидировать этот пробел. С этой целью в уходящем году разработали законопроект «О театре и театральной деятельности в Республике Башкортостан», который, надеюсь, будет скоро принят.

— Театрам станет легче выживать после того, как он вступит в силу? Мертвым грузом не пролежит? Насколько этот закон востребован?

— Знаете, он нужен. В республике только двенадцать профессиональных театров и много любительских. Правоотношения в этой области помогут прописать основные понятия, взаимодействия внутри театра, отношения театров с учреждениями, и даже творческая деятельность будет упорядочена, узаконена.

— В этом году появился новый театр юного зрителя «Маска», который находится в Уфе, в микрорайоне Сипайлово. Он имеет статус городского и располагается в обычной бойлерной. Реквизит готовят из подручных средств, которые приносят из дома, а бывает, и подбирают по пути на работу. В помещениях холодно не только в сильные морозы. Тем не менее спектакли ставятся, дети регулярно приходят на спектакли. Как вы считаете, за таким театром есть будущее?

— Я была у них на спектакле, которым они презентовали открытие театра. Мне очень понравилось. Тем более у нас вообще детских театров мало. Есть кукольный, есть молодежный, но у них репертуар рассчитан на более взрослый — подростковый возраст. Единственный в республике детский театр «Сулпан» находится в Сибае. Его всю осень будоражило. Собирались ликвидировать, присоединив к взрослому. Общими усилиями удалось отстоять. Театр, которому, кстати, уже двадцать лет.

— Вам как человеку творческой профессии трудно вникать в нюансы законодательных актов?

— Сначала, конечно, было трудно. Это чисто сухой юридический язык, первое время мне приходилось все эти витиеватые специфические предложения перечитывать по два-три раза, чтобы понять их суть и логику. Но сейчас научилась разбираться не только в республиканском законодательстве, но и в российском, поскольку это необходимо для профессиональной работы. А порой заглядываю и в зарубежные справочники — посмотреть, что эффективно у них и приемлемо для нас.

— Вы где себя лучше ощущаете — на сцене или в стенах парламента?

— Профессия актрисы — мечта всей моей жизни. Грезила ею с детства. И все сбылось: не само по себе, конечно. Я к этому упорно шла. Просто сплошное счастье, честное слово. Моменты репетиций, поиска образов, воплощение их, выход на сцену — все это может ощутить только творческий человек. Хотя, когда начинаешь жить другой жизнью, понимаешь, что это, быть может, обман...

— У вас накопился не только определенный жизненный, но и сценический опыт. Второй — не менее, а, может быть, более важен, ведь прежде чем выйти на сцену, приходится очень много подмечать, рассуждать, отчего и почему происходит то или иное событие в жизни вашей героини. То есть надо вникать так, как в жизни нам бывает некогда…

— Да, да, да… Появляется знание жизни человеческого духа, если рассуждать по Станиславскому. Чем ценна наша профессия: хороший актер должен быть непременно тончайшим психологом. Жизнь человеческого духа мы должны знать «от и до». Невозможно создать образ, не зная этих тонкостей. В процессе репетиций мы подробно, пошагово разбираем каждый персонаж. Не только написанное драматургом, но и оставшееся за кадром. Что заставляет героя поступать именно так? С одной стороны, жить с этим легко, с другой — сложно: смотришь на человека и невольно считываешь информацию. Но это очень помогает и в нынешней моей работе. Членами нашего комитета являются опытные, уважаемые люди — ректоры основных вузов республики, руководители крупных предприятий, бизнесмены. Председатель комитета — народный поэт Башкортостана Равиль Бикбаев. Когда я попала в такую компанию, немного стушевалась, но потом поняла, что здесь нужны специалисты из разных областей.

— Врукопашую не приходилось отстаивать свои мнения?

— У нас бывают баталии, но совсем другого плана. Не всегда все гладко проходит, мы много спорим, единогласное «одобрям-с» у нас не в чести. Надо уметь любое наше решение примерить на обычного жителя. Это благотворно влияет на результат, практически всегда приходим к согласию. А в зале заседаний чего драться-то? Это же глупо.

— Эльвира Ахтямовна, а какой вы представляете себе дальнейшую жизнь? У вас накопился определенный опыт депутатской работы за пять лет. С одной стороны, жаль, если он не окажется востребованным, с другой, хочется почаще видеть вас на сцене.

— Не знаю. Мой избирательный округ — Сибайский. Я благодарна своим землякам за доверие, рада, что имею возможность служить им. Сделано немало. Например, полная реконструкция старейшего кинотеатра «Мир»: сибайцы, особенно молодые, очень радуются. Но, самое главное, это общение с простыми людьми, многочисленные встречи с коллективами предприятий, детьми и молодежью. Это еще больше обогатило меня, укрепило в вере, что Сибай растет, развивается и по праву называется столицей Зауралья. Ну а дальше что будет — это уже как судьба распорядится.
Читайте нас: