Все новости
Cоциум
19 Декабря 2012, 16:14

Как одна женщина деревню от пьянства спасла

А это значит, что не зря сельчане выбрали её главой сельсовета

Мавдига Баймухаметова рассказала о том, как повергла ниц целое ополчение «зеленых змиев».
Мавдига Баймухаметова рассказала о том, как повергла ниц целое ополчение «зеленых змиев».
С утра у продмага паслись козы и мужики. Ближе к обеду рогатые, разомлев от жары, падали в траву. Рядом валились удачно опохмелившиеся «козлы» — так обзывали своих благоверных вконец измаявшиеся жены. Одни время от времени блеяли, другие храпели бравым хором. Скучающие наблюдатели посмеивались, отчаявшиеся родственники сокрушались. Вот такую живописную картинку из бытия деревни Кирдасово Абзелиловского района можно было наблюдать ежедневно. И вполне возможно, улеглось бы у продмага в кучу со скотиной подавляющее деревенское большинство, если бы не одна хрупкая и деликатная женщина.

В районной редакции нам сказали: «Мавдига Набиевна такая боевая! Жители сами просили, чтобы она возглавила сельсовет. Всех на борьбу за трезвость подняла, причем решила действовать хитрым способом: нашла подход к тем снохам, которые вышли сюда замуж из других районов и сел. И когда люди перестали пить, сразу столько талантов в себе открыли. Кто-то вяжет, кто-то шьет, кто-то пляшет и поет. Нашлись и такие, которые предпринимательством занялись на благо семье и деревне».
Вот мы и отправились поглядеть на дивно талантливое и трезвое село. Правда, нам посоветовали побыстрее «крутить педали», а то в райцентре важное совещание назначено, и глава сельсовета Мавдига Набиевна Баймухаметова непременно должна на нем присутствовать.

Она нас встретила на улице, прошли в кабинет. Невооруженным глазом видно: обаятельная и неугомонная. Почти сразу призналась, что с юности такая активистка, и завучем в школе много лет проработала, и председателем женсовета в течение восемнадцати лет...

— В общем, как говорят, я — в каждой бочке затычка, — подытожила глава сельской администрации и рассмеялась звонко и заразительно.

Однако на деле все не так просто было. Бороться с пьянством Баймухаметова начала еще в женсовете. Долгое время сражались безрезультатно, точно воду решетом носили. А люди продолжали пить, драться, дебоширить. Потом решили проанализировать, кто пьет и почему. Любопытная тенденция наметилась: изначально в Кирдасово к этому делу никакой симпатии не было. Но есть версия, что после того, как стали брать жен из других деревень, и появилась эта зараза. И пошло-поехало.

Люди видят, кто как к ним относится. И стали просить, чтобы главой сельсовета поставили Мавдигу Набиевну. В 2006 году ее назначили на должность. С этого момента, собрав всю свою волю, сельскую общественность и совет аксакалов, она объявила пьянству настоящую войну. О чем сообщили на сходе граждан и в мечети: будем стремиться жить праведно. Составили список тех, у кого имеются вышеозначенные проблемы. Стали по одному приглашать, по душам разговаривать. Никакой назидательности не допускали. А пьяницы-то уже свыклись с тем, что их за людей не считают, и удивлялись, слушали. И принимали помощь. Однако те, кто мог позволить себе выпить без особых последствий рюмку-другую, новый стиль жизни принимать не захотели, даже пытались протестовать, а то и насмешничали.

Одних направляли в медицинский центр, других — к бабкам. Правильно говорят: пока человек сам не захочет — никто за него с этой бедой не справится. Сначала убеждали, доказывали, что стоит попробовать жить достойно. Надеялись, поймут, какие горизонты трезвому взору открываются, как ярко жизнь расцвечивается. Расчет оказался верным.

Были семьи, где вместе пили и муж, и жена. В одной из таких супруг по пьянке погиб. И многодетная мать, как это часто бывает, принялась заливать горе горькой пуще прежнего. Мавдига Набиевна не зря полагает, что главное в этой жизни — не проходить мимо людей, попавших в беду.

— В наше время самое губительное — это равнодушие. Когда человек срывается, всегда спрашиваю: «Почему?». Мне не раз отвечали: «Хочу напомнить, что я — есть».

И богатый ее опыт по этой части обрастает своеобразной философией: человек, зацикленный только на себе любимом, никогда по-настоящему счастлив не будет. Конечно, неприятно слушать пьяный бред, противно смотреть на опустившихся представительниц прекрасного пола — зато потом, когда они преображаются, так радостно ими любоваться. И еще такое ощущение возникает: когда помогаешь людям выбраться из грязи, кажется, будто и своя собственная жизнь чище становится. Так вот эта вдова, справившись с зависимостью (не сразу, конечно, бывало, срывалась, но приходила сама и просила помочь), так крепко на ноги встала, что и автомобиль приобрела, и новый дом построила.
Было время, когда за районом закрепилось печальное первенство по суицидам. Сейчас в Кирдасово даже депрессивных состояний не наблюдается. Нет и родителей, лишенных родительских прав, и детей, живущих в детских домах. Кстати, насчет приезжих снох. Одна из них — крупная, крепкая, настоящая деревенская женщина. Но как выпьет — драться начинала. С такой дебоширкой мало кто справиться мог — только успевали уворачиваться. В свете перемен и она пересмотрела свой образ жизни. И какая хозяйка оказалась! Возле мечети в праздник всех угощала обедом — ни один городской ресторан не выдержит конкуренции с таким необыкновенным кулинаром. А потом эта женщина как многодетная и заботливая мать была представлена к медали «Материнская слава».

Мы побывали у нее в гостях. Зульфия не могла знать о нашем визите, идея навестить ее пришла спонтанно — просто мимо проходили. Несмотря на довольно раннее утро, трое малых детей опрятно одеты, на кухонном столе буквально на глазах поднимается тесто, дома чистота и порядок. Старшие ребята в школе. Муж в эту пору на заработки ездит, а летом поблизости крыши домов кроет, без дела не сидит. Сразу видно, что живут они в достатке, пристрой к дому поставили.

— Летом и осенью грибы собираем. Старшие с маленькими дома занимаются, а мы с мужем в лес промышлять отправляемся. Потом на федеральной трассе продаем: за пятилитровое ведро просим сто рублей. Не пересчитать, сколько их продали, — делится хозяйка секретом семейного бизнеса.

И так по всей деревне: бросают семьи пить — начинают заниматься хозяйством, ставят ворота, красят заборы, строят сараи… И село меняет облик. Тех, кто отказался от рюмки, тут же берут в союзники, и новая жизнь, как цепная реакция, всех скрепляет. А глава поселения лично заботится о том, чтобы жизнь сельчан была наполнена делом и смыслом, особенно в зимнее время. Поэтому и организовали «Посиделки» — кружок, где женщины занимаются рукоделием, поют, танцуют. Долгие вечера проводят в гостях друг у друга, пьют чай, общаются. У кого-то случилась беда — умер муж. По инерции рука потянулась к бутылке, но тут же в доме появляются «Посиделки», не жалеют, не стонут, а просто дарят живое общение, отвлекают от грустных мыслей. А как-то задумали: «Ну и чего ради сами для себя песни поют?! Надо, чтобы люди слышали». И создали фольклорный ансамбль «Подруженьки». Так здорово получилось, что потянулись и те, кто к спиртному всегда равнодушен был, и молодые девчонки.

Единственная проблема осталась — неподдающиеся холостяки. Нет-нет, да выпьют дома втихаря. К одному такому повели приехавших тележурналистов. Пришли без предупреждения, дома прибрано. Хозяин в кресле сидит, телевизор смотрит. Гости удивились:

— Но он же трезвый!

— Бывает, что и выпивает иногда.

— Но это же нормально, многие так живут.

— Для нашей деревни — норма, когда не пьют совсем.

Мавдига Набиевна признается, что женщине руководить легче, она же сама мать. У нее трое детей, которые, кстати, никогда не были обделены ее вниманием. И к селу относится, как к большому семейному дому. Как-то отсутствовала пару недель, только вернулась — сразу хозяйский глаз наметил много дел. Ей очень стыдно бывает, если на улицах грязь, мусор. Всех приглашает на субботник, и сама берется за метлу. Самое главное — желание жить хорошо. Предложила пустить в ход принцип: если сосед построил дом — отлично, но у меня он должен быть еще лучше. Это не зависть. Это — стимул.

— Всегда говорю: руководитель должен быть примером во всем, по всем статьям и дома, и на работе, и уметь вести за собой людей. А для этого надо, чтобы ему верили. На днях подходит мужчина и признается: «Я сорвался. Надо поговорить». Люди знают: то, что они мне доверили, останется строго между нами. В деревне очень важно язык за зубами держать: одно слово вылетит, и все пропало — начнут судачить, а для человека стресс. Это опасно, — как настоящий психолог рассуждает, Мавдига Баймухаметова.

Конечно, есть в Кирдасово и проблемы. Ведь то, что копилось десятилетиями, сразу победить невозможно. Это кропотливая, порою нудная, скрытая от чужих глаз работа, которую нельзя выставлять напоказ. Но люди все понимают и говорят: «Баймухаметова — фанат своего дела, если она уйдет — деревня опять опустится на прежний уровень».

И еще они убедились, что жить трезво — стильно и круто. И даже молодежь потянулась в мечеть.
Читайте нас: