В январе — сентябре в республике родилось 43 тыс. 688 детей — на 4,7% больше, чем за тот же период минувшего. Рождаемость выросла в пяти городах — Уфе, Кумертау, Нефтекамске, Октябрьском, Стерлитамаке, и 40 районах. Умерло за это же время 39,9 тыс. человек — на 3,6% меньше. Естественный прирост населения составил 3 тыс. 780 человек, сообщает Башкортостанстат.
На фоне России Башкирия выглядит очень неплохо, поскольку в целом страна по-прежнему идет на убыль. Радует то, что процесс этот уже не имеет таких угрожающих масштабов, как ранее — число умерших превысило число родившихся всего на 0,7%. При этом 38 регионов дали естественный прирост.
В Приволжском округе, к примеру, в этом плане отличились семь субъектов, и больше всех — Татарстан, где жителей прибавилось на 6,5 тыс. человек (это почти в два раза больше, чем у нас). При этом по уровню рождаемости (в расчете на 100 тыс. человек) Башкортостан занимает четвертое место в округе (впереди Удмуртия, Пермский край и Оренбургская область), по уровню смертности — третье.
На первом месте, как и прежде, болезни системы кровообращения (44,6%), на втором — несчастные случаи, отравления и травмы (11%), на третьем — новообразования (10,9%). Надо сказать, что российская тройка лидеров среди причин смертности выглядит так же, с той лишь разницей, что от болезней системы кровообращения и новообразований в стране умирает больше людей — 55% и 15,2% соответственно, а от несчастных случаев — меньше, чем в республике — 9,4%. Ниже по России смертность и от болезней органов дыхания (3,6% против 4,7% у нас). Зато у нас меньше умирают от недугов органов пищеварения (3,6% против 4,6% по России).
По гибели от несчастных случаев республика, к сожалению, впереди страны, причем сразу по нескольким позициям. В то время как среднероссийский показатель гибели при ДТП составляет 19,6 на 100 тысяч населения, у нас он 24,8. В Приволжье мы и вовсе занимаем первое место. К примеру, в Самарской области людей в автокатастрофах гибнет в два раза меньше.
Больше в республике, чем в среднем по России, и самоубийств (39,8 против 24,8 на 100 тыс. человек). Правда, в ПФО по этому печальному показателю нас обгоняет Удмуртия (43,6), бок о бок идут еще четыре региона. Но вот, например, в соседней Татарии самоубийств в два раза меньше — 18,2, а в той же Самарской области — и вовсе 8,8.
Напротив, случайных отравлений алкоголем с летальным исходом у нас ровно в три раза меньше, чем в среднем по стране (2,3 против 6,9). Справедливости ради добавим, что есть регионы и лучше нас: Нижегородская область с показателем 0,2 и Самарская область — 0,7.
Можно проследить процесс и в динамике, и тогда выяснится любопытная деталь: от большинства болезней и несчастных случаев в 2012 году умерло людей меньше, чем в предыдущем. Рост дали только острая пневмония, болезни органов пищеварения и мочеполовой системы, ДТП и случайные утопления. Больше людей умерло в силу естественных причин — от старости.
Свои уезжают, чужие приезжают
За девять месяцев года за пределы республики выбыло 32,4 тыс. человек, прибыло 28,2 тыс. Свыше 67 тыс. человек переехали на другое место жительства внутри региона. Миграционный прирост отмечался в трех городах — Агидели, Октябрьском и Стерлитамаке, и 13 районах.
Число людей, переехавших в другие регионы России, превышает количество граждан, прибывших из других субъектов к нам. Иная картина по международной миграции. Так, из стран СНГ в республику приехало 2 тыс. 122 человека, а уехало только 315. Остальные, видимо, осели здесь. Примерно то же самое наблюдается и по мигрантам из других стран: прибыло 167 человек, выбыло только 106. Республика пополняется в основном жителями Узбекистана, Армении, Казахстана и Таджикистана. Из «дальних» стран в этом плане можно назвать Грузию и Вьетнам, но мигрантов отсюда в разы меньше.
Что заставляет людей сниматься с места? В половине случаев — личные и семейные обстоятельства. Остальные мигранты делятся на три примерно равные группы: они едут на учебу, на работу, возвращаются на прежнее место жительства.
Общий итог, учитывающий как естественный прирост, так и миграцию, у республики получился отрицательным — жителей стало меньше на 439 человек. При этом пострадала в основном сельская местность — оттуда уехали 4 тыс. 380 человек, в то время как города, наоборот, пополнились на 3 тыс. 941 жителя.