Служба скорой помощи в Башкортостане укомплектована врачами всего на 54,3 процента, тогда как средний показатель по стране превышает 84 процента. Такие данные опубликовала Лига здоровья нации по данным за прошлый год. Почему не хватает врачей и как это сказывается на пациентах? Ситуацию поясняет главный врач станции скорой медицинской помощи Уфы Марат ЗИГАНШИН.
В Уфе работают 85 бригад скорой помощи, больше половины из них — фельдшерские. Врачебные бригады есть только в крупных городах, в частности, в Уфе и Стерлитамаке. На селе в службе скорой помощи трудится медперсонал со средним специальным образованием. Как отметил Марат Зиганшин, проблема нехватки кадров затрагивает именно врачебные бригады, недостатка в фельдшерах нет.
— Цифры, конечно же, удручают. Но проблема эта возникла не в одночасье. Крен в сторону фельдшерских бригад начался еще десять лет назад. Каждый год из «скорой» уходят пять-шесть врачей, и мы просто вынуждены заменять их фельдшерами, чтобы сохранить необходимое городу количество бригад, — пояснил главный врач.
По его словам, существуют две точки зрения на то, как справиться с этой проблемой. Первая — полная замена врачебных бригад фельдшерскими по аналогии с американскими парамедиками. Этот процесс естественным образом уже идет. Но все же российский фельдшер и американский парамедик — специалисты разного уровня.
— Парамедик имеет только начальные навыки оказания медицинской помощи, и главная его задача — не дать пациенту умереть при транспортировке в стационар. Наша система работает по-другому, — отмечает Марат Зиганшин. — Мы стараемся оказать максимально возможную помощь на догоспитальном уровне, применяем широкий спектр медикаментов и диагностические процедуры. В большинстве случаев больные остаются дома. В Америке ситуация другая. В скорую помощь там обращаются только тогда, когда действительно стоит вопрос о спасении жизни, в иных случаях со всеми своими недугами люди звонят своему лечащему врачу, семейному доктору.
Есть и другой существенный нюанс перехода на эту модель: потребуется организация при больницах специальных отделений неотложной помощи, куда будут доставлять пациентов. Сейчас всех больных «скорая» привозит в приемный покой того или иного стационара, не рассчитанный на большой поток. Пилотные проекты таких отделений запущены в Набережных Челнах и Ростове-на-Дону.
Вторая точка зрения — врачебные бригады и широту догоспитальной помощи необходимо сохранить. Этого мнения придерживается и сам Марат Зиганшин:
— Уровень знаний и качество оказания помощи у врачебных бригад гораздо выше. Не хотелось бы тем самым обидеть фельдшеров: есть очень грамотные специалисты, но все же это не врачи. В Уфе, к примеру, есть специализированные реанимационные, кардиологические, неврологические и психиатрические бригады. Они «заточены» на конкретные проблемы, и здесь обязательно нужен врач. Если у человека случился инфаркт, помощь ему должен оказывать кардиолог, а не фельдшер.
Но для того, чтобы удержать врачей, потребуется немало усилий. А начать, по мнению главврача станции скорой помощи, необходимо с вузов, организовав целевой выпуск врачей именно по этой специальности. Зачастую молодые специалисты плохо представляют себе специфику работы на «скорой», не готовы к нагрузкам и поэтому быстро уходят в другие сферы. Надо решать и социальные вопросы: обеспечивать жильем, предоставлять места в детских садах. Болезненным вопросом является и зарплата.
Врачи «скорой» получают не так уж мало — в среднем около 30 тысяч рублей. Но здесь есть множество нюансов. «Чистый» оклад невелик, и доплата в размере пяти тысяч, которую врачи получают за счет субвенций из федерального бюджета, тоже ситуацию меняет мало, пояснил Марат Зиганшин. Для того чтобы получать больше обычных 10 — 15 тысяч рублей, врачам приходится работать на полторы ставки, выходить на дополнительные дежурства, подрабатывать на платных вызовах. Какой ценой достаются эти деньги? Ценой собственного здоровья.
— График работы врача скорой помощи — сутки через трое. Но наши специалисты после суточного дежурства имеют только два свободных дня. Между тем работать 24 часа без сна и отдыха очень сложно, порой и перекусить врачу бывает некогда. Организм испытывает сильные нагрузки и постоянный стресс. Человек приходит домой, спит днем и снова бодрствует ночью. Биологические часы полностью сбиваются, происходит физиологическая раскоординация, — комментирует Марат Зиганшин. — Дисбаланс усугубляет и постоянное напряжение — и днем, и ночью, в любой момент доктор должен прибыть по вызову, быстро оценить состояние пациента и оказать необходимую помощь. Даже в свои выходные он не всегда способен расслабиться. Тут и начинаются проблемы со здоровьем. Среди тех, кто отработал на «скорой» несколько лет, нет здоровых людей.
Врач скорой помощи поставлен в такие условия, при которых спасает чужие жизни и теряет собственное здоровье. Зачастую врач не получает даже морального удовлетворения, простое «спасибо, доктор!» не слышит.
Нехватка врачей — не единственная острая проблема для службы скорой помощи. Не менее значима транспортная. Скорость прибытия бригады к пациенту зависит не только от качества дорог и, что характерно для крупных городов, пробок, но и от самого средства передвижения, отмечает главврач уфимской «скорой». Автопарк сильно изношен, особенно в районах. По этому показателю Башкирия также занимает одну из первых строчек в рейтинге со знаком «минус» среди регионов.
— В 2006 — 2007 годах в республику из федерального центра поступало достаточно много машин, это позволило обновить автопарк. Затем поставки прекратились, и ситуация вновь обострилась, — говорит Марат Зиганшин. — До конца года мы должны получить по шесть новых машин марки «форд», оснащенных самым современным оборудованием, для Уфы и Стерлитамака и по одной для других городов, но этого недостаточно.
Так, только уфимская «скорая» располагает машинами, свыше 60 процентов из которых эксплуатируются более пяти лет. Для автомобиля экстренной службы это много.
— На каждой машине работают четыре водителя, одна бригада фельдшеров или врачей сменяет другую, а сам автомобиль никогда не встает на прикол, — поясняет собеседник. — В таком режиме за пять лет он до предела изнашивается, а ведь в районах имеются автомобили, которым по восемь-десять лет. Чем выше износ, тем чаще нужен ремонт. А если машина ломается по дороге к пациенту, который при смерти? Проблема эта была и есть, для ее решения нужны постоянные целевые закупки машин, причем в больших объемах.
В качестве эксперимента скорая помощь Уфы в августе частично передала транспортное обслуживание на аутсорсинг компании из Перми. Пилотную систему внедрили на Демской подстанции.
— Аутсорсинг призван избавить персонал станции от несвойственных ему обязанностей, полностью переложив ответственность за машины на компанию-субподрядчика, — отмечает Марат Зиганшин. — Кроме того, это возможность обновить автопарк: по условиям контракта, аутсорсеры должны использовать автомобили не старше трех лет. Компания предоставила нам шесть новых автомобилей. Итоги эксперимента планируем подвести к концу года, но уже сейчас можно отметить, что приезжать по вызовам бригады стали быстрее, а значит, быстрее оказывать помощь нуждающимся. Не было ни одной технической накладки, поломки.
Затрагивая экономическую сторону вопроса, Марат Зиганшин подчеркнул, что речь идет о спасении человеческих жизней и оперировать понятием «выгода» здесь неверно. К тому же на обслуживание передана только одна подстанция — всего шесть машин из 110.
— Объективно оценить эффективность можно, если перевести на аутсорсинг весь автопарк. Но пока распространять эксперимент на другие подстанции не планируется, — сообщил главный врач. — С 1 января 2013 года нас ждут иные, более масштабные перемены.
С нового года скорая помощь будет финансироваться не из муниципальных и республиканского бюджетов, как сейчас, а из Фонда обязательного медицинского страхования.
— Меняется не просто источник финансирования, а сам принцип. Оплата будет производиться по факту — за каждый вызов и каждого пациента, которому была оказана помощь, — поясняет Марат Зиганшин. — Примерная стоимость одного вызова оценивается в 1,5 тысячи рублей.
По его словам, это не должно повлечь за собой изменений в порядке, характере и объеме оказания скорой помощи. Вызывать ее по-прежнему смогут все и так же бесплатно. Единственное, что требуется от больного, — иметь при себе страховой полис, данные из которого должна будет переписать прибывшая по вызову бригада.
— Это не значит, что медики с порога будут требовать документ. Его попросят предъявить после оказания помощи. Но и при отсутствии полиса больному в помощи не откажут — такие вызовы будут оплачиваться по другой схеме, из резервного фонда. Если же человеку стало плохо на улице и полиса у него при себе нет, ему тоже помогут и, если нужно, госпитализируют, но потом медикам все же придется выяснить его данные. Иначе за его лечение не перечислят деньги, — резюмировал главврач уфимской «скорой».
Шесть полезных советов от главврача
- Носите полис обязательного медицинского страхования с собой так же, как паспорт.
- Запишите паспортные данные и номер страхового полиса в свой сотовый телефон.
- С нового года обязательно предъявляйте полис, когда бригада скорой помощи приезжает к вам.
- Обращаясь в скорую помощь, указывайте не только улицу и номер квартиры, но и уточняйте район проживания, код и номер подъезда, этаж, а также возможные общеизвестные ориентиры, чтобы бригада могла добраться к больному или пострадавшему максимально быстро.
- Помимо общеизвестного номера «03», скорую помощь в чрезвычайной ситуации можно вызвать с мобильного телефона по единому номеру экстренных служб «112». Такой звонок возможен при отсутствии денежных средств на счету, заблокированной SIM-карте и даже ее отсутствии в аппарате.
- Вызывайте «скорую» только в экстренных случаях, когда возникает угроза жизни. В иных случаях следует обращаться в поликлинику по месту жительства самостоятельно либо вызывать врача на дом.
Город Учалы и Учалинский район круглосуточно обслуживают семь бригад скорой помощи
— Надо учитывать, что население у нас около 70 тысяч человек. Другое дело — состояние транспорта. Автомобили изношены более чем на 50 процентов. А как же иначе, если мы в год около 25 тысяч вызовов принимаем. К тому же это ведь не только город, но и район, который по территории один из самых больших в республике, — рассказывает старший фельдшер станции скорой помощи Людмила Емельянова.
Между тем количество вызовов не уменьшается, наоборот, с каждым годом растет. За сутки — по 50 — 60 раз выезжают, в выходные поступает до 90 вызовов. К сожалению, много необоснованных.
— В Белорецке создали межрайонный медицинский центр. Может, это и оправданно, но для местного населения и минусов много. Летом у меня случился инсульт, «скорая» прибыла вовремя, но мне сказали, что таких больных, как я, они непременно должны везти в Белорецк. Повезло, что это было летом, ну а если бы зимой? Знаете какие у нас дороги — чуть гололед, и автомобили колоннами стоят на подъемах. Горная местность, тем более расстояние немалое — 100 километров. Вот и представьте, каково больного по такой дороге трясти, когда каждая минута дорога, — посетовала ветеран труда жительница города Фарзана Галиева.
Кстати, как показал мой небольшой опрос, данная проблема волнует многих учалинцев. Понять их можно. И в самом деле, а что, если автомобиль скорой помощи по дороге сломается? Опять же больным после перенесенного инсульта нужен круглосуточный уход. Родственники от такого больного практически не отходят, дежурят по очереди. Как быть в таких случаях иногородним?