Константин Толкачев, председатель Государственного Собрания — Курултая, и сам является блогером — он ведет блог kbtolkachоv. Наверное, этим и объясняется, почему первому человеку в республиканском парламенте интересны интернет и люди, ведущие интернет-дневники.
Встреча длилась полтора часа. Но перед этим нас провели по Курултаю, показали музей и зал заседаний. Кстати, именно в музее находятся четыре ордена (два — Ленина, Октябрьской Революции и Дружбы народов), полученных республикой еще в советские годы.
Дмитрий Эйгенсон (nehludoff) сразу спросил о цели встречи. Толкачев ответил, что старается сделать работу парламента открытой.
— Но у нас недостаточно ресурсов, чтобы добиться исполнения законов. Основной наш инструмент — правосознание граждан и убеждение. А блогеры — это некий срез общества, их я хотел бы видеть проводниками наших идей. Госсобранию необходима прямая связь с обществом, — сказал он.
Не представившийся работник секретариата Курултая сразу же предложил блогерам делать общественно полезные дела, например, пройтись по ночным клубам и посмотреть, ходят ли туда несовершеннолетние. Или проследить за тем, продают ли в магазинах тем же несовершеннолетним пиво. И таким образом от блогеров будет реальная польза.
В ответ Тимур Каримов (mrsteering) попросил не создавать стереотипов и делать из блогеров героев. Это самостоятельные личности, а не подмена власти или общества.
— А что вы конкретно сделали? — не унимался чиновник.
— Почему мы что-то должны делать? — ответил mrsteering. — Мы не получаем за это зарплату, мы пишем о том, о чем считаем нужным, и никто не может нас заставить писать что-то нужное кому-либо. Мы никому ничего не должны. Это обязанность депутатов — следить за исполнением законов, а не блогеров.
Шамиль Валеев (shamil) попытался снять накал страстей, сказав, что здесь сегодня собрались люди, которые хотят донести конкретные идеи до власти.
— Интернет сегодня — это единственная среда, где есть обратная связь. Если ты индивидуальность, то тебя услышат.
Он рассказал, что в Башкирии действует несколько проектов, созданных блогерами: агрегатор trishurupa.ru, республиканское интернет-сообщество «102» и сайт ufacity.me, занимающийся проблемами ЖКХ (автор — Вадим Беляков (glava_semyi)). Так что упрекать собравшихся в бездействии — некорректно.
Елена Гизатуллина (leniwa), учитель по профессии, подняла тему низкой рождаемости и поддержки семьи. Предложила ввести в школах республики уроки «Психология семьи», напомнив, что в СССР был подобный предмет — «Этика и психология семейной жизни». И еще посетовала, что в Башкирии открывается много школ, но мало детских садов.
— Стройте садики, а не школы, — посоветовала девушка, — моей дочке 2 года 10 месяцев, и я не смогла отдать ее в муниципальный детсад. Приходится водить ее в частный садик и ежемесячно платить семь тысяч рублей. У меня зарплата меньше, хорошо, что муж помогает.
Толкачев поинтересовался зарплатой Елены и, узнав, что она составляет пять тысяч рублей, сказал: законодатели добиваются ее увеличения в ближайшие годы до 19 тысяч рублей. А врач будет получать к 2018 году 200 процентов от средней зарплаты по региону.
Ольга Шабаловская (shabalovich) поинтересовалась, почему соседний Татарстан развивается экономически быстрее, чем мы.
— С чем связано, что Татарии федеральный центр дает деньги, а нам нет? Наши думские депутаты от Башкирии плохо работают?
Толкачев ответил, что эффекта действительно пока мало. А представительство республики в Москве, содержание которого обходится в 150 миллионов рублей ежегодно, — это головная боль руководителей Башкирии.
— Будем что-то решать, президента тоже не устраивает такое положение дел, — пообещал спикер.
Не удержался я от вопроса, будет ли
К. Толкачев баллотироваться в Курултай в следующем году? Толкачев сказал, что пока не готов ответить — это зависит от партии. Если партия скажет «надо», он ответит «есть».
Второй мой вопрос касался интернета: как председатель Госсобрания реагирует на критику в сети и какие ресурсы предпочитает читать?
— Критику я стараюсь учитывать, — ответил Толкачев, — а вот мои близкие иногда болезненно реагируют, переживают. Что же касается чтения, то я люблю читать «Спорт-экспресс», который считаю самой честной газетой в России. Читаю сайт «Компромат.ру». Очень много читаю литературы по парламентской тематике и по научной, так как еще преподаю. На художественную литературу типа «Графа Монте-Кристо» времени, к сожалению, нет. Но на «Живой Журнал» и некоторые блоги время нахожу.
Блогеры спрашивали спикера парламента о внутренней кухне Госсобрания, о его отношении к футбольным фанатам, о тарифах на ЖКХ. Константин Толкачев отвечал обстоятельно, со знанием дела, с цифрами и выкладками. Что характерно — ни разу никого не перебил.
В заключение он высказал просьбу: чтобы дискуссии и критика действующей власти в интернете велись корректно, без неприкрытой агрессии.
— Нам нужен конструктив, а не огульное охаивание наших действий. А к диалогу мы всегда готовы.
Константин Толкачев написал в своем блоге по поводу встречи: «Порадовали неравнодушие и конструктивный настрой, правда, присутствует некоторый максимализм и недостаточный рационализм, часть предложений, к сожалению, не соответствуют предметам ведения и полномочий республики, а также возможностям бюджета».
Тимур Каримов (mrsteering) пишет о попытке объяснить спикеру, кто же такой блогер и в чем его функция: «Не знаю, удалось ли нам это сделать или нет, но мы постарались объяснить, что блогер — это обычный человек, у него есть работа, семья, собственные интересы. Блог не является сущностью его существования, блог — это площадка и набор инструментов для общения без какой-либо социальной или политической подоплеки».
Светлана Беллендир (snow_bell) коснулась вопросов ветеранства: «Спросила, возможно ли появление нового социального статуса «Дети войны» — это волнует многих пожилых людей, переживших Великую Отечественную и не имеющих льгот. Константин Борисович сообщил, что законопроект находится в Госдуме, но, по его словам, «стопорится на уровне правительства» из-за недостаточного объема бюджетных средств».
Екатерина Кожевникова (bella_katarina) подвела некий итог: «Блогеры не фанаты-общественники, это правда. Те же люди, которые могут дать ту же обратную связь, только в интернете. Ну и распространить по методу «сарафанного» радио. Я ожидала больше официоза и закрытости Толкачева от вопросов. А так — улыбался благостно, отвечал в меру осторожно, но искренне. Чаем гостей напоил, как радушный хозяин».