Младшеклассники в Уфе всегда учились пять дней в неделю, шестой день — суббота — прибавлялся только в пятом классе. Родителей такая система устраивала на все сто: и ребенок, все-таки еще маленький, лишний день отдохнет, и мама с папой от забот по доставке его в школу и обратно избавлены. Можно выспаться, сходить в бассейн, в парк, в кино, наконец позаниматься с малышом, который, может быть, не все усвоил. В нынешнем году учеников начальных классов, начиная со второго, заставили учиться шесть дней вместо привычных пяти.
Уроки раскидать можно. Но… нельзя
О «радостном» событии учителя сообщили родителям 1 сентября, причем вид при этом имели почти испуганный. Родители реагировали бурно. Учителя отбивались: мол, администрация школы делает все возможное, чтобы избавить их от этой напасти. В сентябре, по традиции, дети по субботам не учились. В октябре стало ясно: шестидневке все-таки быть.
Недовольные родители принялись строчить во все инстанции. К примеру, на сайте управления образования администрации Уфы таких писем воз да тележка. Суть обращений сводится к следующему: хотим пятидневку, пусть уроки с субботы раскидают на остальные дни. Однако чиновники заняли круговую оборону, давая недовольным родителям типовой ответ: «Режим работы общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно. Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, при учебной нагрузке 26 часов во 2 — 4-м классах возможно обучение только по 6-дневной учебной неделе».
Мы честно попытались разобраться в этих требованиях и обратились к первоисточнику всех бед — СанПиН 2.4.2
2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Так вот, в документе сказано, что максимально допустимая нагрузка во 2 — 4-х классах — 23 часа при пятидневной учебной неделе и 26 часов при шестидневной. Одновременно тот же документ предписывает проводить не более пяти уроков в день и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры. Умножаем пять уроков на четыре дня, прибавляем еще шесть уроков (пятый день) и получаем… те самые 26 максимальных часов. Выходит, при такой схеме санитарные требования мы не нарушаем. Так почему же применять ее нельзя? Да потому, что дело упирается в ту самую пресловутую строчку — «26 часов при ШЕСТИДНЕВНОЙ учебной неделе». У составителей правил с математикой, видимо, были нелады, которые теперь выходят боком всей стране. Отсутствие логики в документе видно невооруженным глазом, однако чиновники, тем не менее, продолжают давать недовольным родителям «обоснованный» ответ.
Обидней всего то, что «рабочая» суббота у младшеклассников — практически фиктивный день: в сетке, как правило, два урока (максимум три), причем, в основном, это не основные предметы, а изо, башкирский, физкультура или технология. Учителя не для протокола даже намекают, мол, не хотите — детей не приводите, ничего страшного не случится. В результате в субботу в школу приходит от силы полкласса, которые занимаются, не побоюсь этих слов, всякой ерундой, лишь бы время провести.
Тем не менее ради этого родители должны в свой законный выходной встать в 7 часов утра, поднять и накормить ребенка, отвести его в школу, через час с небольшим (два урока по 35 минут плюс перемена) его забрать и отвести домой. Эффективность такой учебы — ноль, а полдня потеряно. Еще веселее ситуация у тех, кто учится во вторую смену — тут уже не полдня, а весь день потерян. Можно, конечно, не ходить, но не приучит ли это ребенка к мысли, что школу можно прогулять?
«Смысл учебы по субботам совершенно непонятен, уроки легко можно раскидать на пять дней. А субботы оставить для посещения кружков и секций», — вполне логично заявляет на том же сайте мама ученицы 121-й гимназии.
«Остается один выходной у детей — воскресенье, в который также надо делать уроки, — вторят ей родители третьеклассников лицея № 5. — Родители практически не видят детей. А как же совместное проведение досуга с детьми, вылазки на природу, катание на лыжах и коньках, посещение кино, театров и музеев?»
Разумными кажутся и аргументы родителей младшеклассников, которые учатся в гимназии № 84: «Один выходной отрицательно сказывается на детском здоровье. У многих учеников уже есть нарушения зрения и осанки, введение шестидневки эти проблемы усугубит. А вставать с утра пораньше шесть дней в неделю — это не стресс? Дети просто не успеют восстановиться за один выходной».
Родители пошли дальше и выдвинули конструктивное предложение: провести опрос по шестидневке на сайте администрации Уфы. Дело стоящее, хотя результат предсказуем. Но, может быть, сила общественного мнения поможет сдвинуть проблему с мертвой точки?
Введение шестидневки активно обсуждается на всех родительских сайтах и форумах. «Почему до этого года младшеклассники учились по пятидневке, и вдруг пришло озарение?» — спрашивают одни. «Раньше учителя раскидывали уроки по другим дням, а теперь все строго», — отвечают другие.
Третьи в это же время пытаются доискаться до причин внезапно возникшей любви к длинной учебной неделе:
«Да это не решение администрации школы! Это «свыше нам дано».
«Думаете, учителям много радости в субботу на работу таскаться? Просто денег школам больше дают, у кого шестидневка. Директор так и объявил».
И, наконец, с юмором замечают: «Все, что не убивает, закаляет».
Среди многих недовольных, но бессильных что-то изменить нашлась всего одна родительница, поделившаяся положительным опытом. «Все родители в нашем классе подписали заявление о пятидневке и обратились с ним к директору, — рассказывает она. — Та сначала пошла в отказ, но я потрясла документами, в том числе образовательным стандартом, в котором написано, что продолжительность учебной недели определяется школой. И вот теперь мы учимся пять дней. Только имейте в виду, что учителя тоже должны быть за пятидневку, ведь у них снижается нагрузка и уменьшается зарплата».
Альбина ГИМАТОВА,
ведущий специалист-эксперт отдела общего образования Министерства образования республики:
— Закон «Об образовании» предписывает, что режим работы образовательного учреждения определяется им самостоятельно. То же самое сказано в пункте 41 типового положения об общеобразовательном учреждении. Другой важный документ, с которым знакомят всех родителей, — устав школы, где также прописан режим ее работы. От министерства образования никаких писем по поводу пятидневной или шестидневной учебной недели не исходило и не могло исходить, поскольку мы не имеем таких полномочий.
Решение о выборе учебного плана, предусматривающего пятидневку или шестидневку, принимается на педсовете школы руководством образовательного учреждения совместно с родительским комитетом. Что-либо изменить посреди учебного года родители не вправе: учебный план принят, нагрузка распределена. Вернуться к этому вопросу они могут весной, когда будет решаться вопрос об учебных планах на будущий учебный год.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам, максимальная учебная нагрузка при пятидневке — не более 23 часов, при шестидневке — не более 26 часов. Распределить 26 часов на пять дней, даже учитывая урок здоровья, нельзя. Замечу здесь же, что у шестидневки есть не только противники, но и сторонники: пять дней дают учащимся базовый, минимальный уровень, а с шестидневкой больше возможностей для творческого развития ребенка — в этот день у школьников такие уроки, как музыка, рисование, физкультура.