То, что начало ноября знаменуется праздником, россияне воспринимают как сам собой разумеющийся факт. Но самое удивительное в том, что сейчас многие толком и не знают, в честь чего он объявлен. Как показал наш мини-опрос, в глазах старшего поколения День народного единства упорно ассоциируется с советским торжеством 7 ноября. Люди среднего возраста зачастую путают его с Днем примирения и согласия. Младшее поколение вообще не интересует, что там празднует страна и по какому поводу. Оно просто радо осенним каникулам и дополнительному выходному.
А между тем эта дата приурочена к победе над поляками 4 ноября 1612 года. Именно она положила конец смуте в России и стала началом ее возрождения. Это тем более впечатляет, поскольку польская армия считалась на тот момент одной из лучших, а разбило ее обычное ополчение. Примечательно также и то, что оно организовалось без всякой указки сверху. Страной правил не признанный народом самозванец, а в самой России хозяйничали интервенты. Поэтому предводителями ополчения стали не какие-то знатные полководцы, а заурядный купец Кузьма Минин и обедневший боярин Дмитрий Пожарский. Семь лет назад этот день взяли за символ народного единства и преобразовали в праздник.
Правда, кто такие Минин и Пожарский, тоже известно далеко не всем. Мой пятнадцатилетний сосед, например, уверен, что Минин — это «реальный ди-джей», а вот насчет Пожарского «он не в теме». «В теме» оказался его приятель, который растолковал мне, что Пожарский — это «герой какого-то сериала». По версии другого соседа, кстати, студента вуза, Пожарский — не кто иной, как герой Бородинской битвы. А Минин — «какой-то писатель». По всей видимости, он спутал их с генералом Раевским и модным романистом Минаевым. После этого остается развести руками и сделать соответствующий вывод о нынешней системе российского образования.
Впрочем, речь сейчас не о нем. Речь о народном единстве. Можно ли говорить о народной сплоченности в стране, где пропасть между богатыми и бедными уже превысила все разумные пределы? В стране, где даже первые лица государства говорят о повальной коррупции, а значительная часть населения неуклонно скатывается в категорию маргиналов? И, наконец, в стране, не имеющей четкой концепции национального единства?
Мнения на этот счет неоднозначны. Социологи склонны считать, что до подлинного народного единства нам еще ой как далеко. «Проект стратегии государственной национальной политики, разработанный по инициативе Владимира Путина, пока еще не вступил даже в начальную стадию своей реализации, — поясняет директор центра изучения общественного мнения «Симакс» Тимур Саблин. — Поэтому конкретных шагов в этом направлении еще не сделано. Ситуация усугубляется еще и социальными противоречиями. Богатые богатеют, бедные беднеют, и чувство социальной несправедливости побуждает многих опускать руки. Следствие — растущее количество алкоголиков, наркоманов и людей без четких социальных ориентиров. К тому же среди россиян превалирует жажда наживы. Она стала главной национальной идеей, а в таких условиях трудно говорить о национальном самосознании. Его нужно воспитывать с пеленок».
Это мнение разделяет и директор центра социологических исследований «Социомаркет» Сергей Фоменко. «Национальное самосознание и патриотизм прежде всего прививаются в семьях. Детсады и школы тоже должны играть здесь ведущую роль. Однако ничего этого нет. Идеологическое воспитание отсутствует, а вместе с ним исчезает и осознание себя гражданином великой страны. Так что о народном единстве говорить рано. До него нужно еще расти. Главное — не пройти точку невозврата, когда своим национальным блюдом мы начнем считать какой-нибудь чикен шейк из «Макдоналдса».
Похоже, чувство национального единства мы испытываем, лишь когда наша сборная по футболу проигрывает очередной чемпионат. В этом случае горе-футболистов критикуют и богатые и бедные, и оптимисты и пессимисты. Независимо от должности и статуса. Аналогично, только со знаком «плюс», воспринимаются и спортивные успехи. Достаточно вспомнить победу «Салавата Юлаева» в борьбе за Кубок Юрия Гагарина, чтобы понять: да, все-таки мы едины. Кстати, также полагает и духовенство. Например, настоятель Кирилло-Мефодиевского храма в Уфе протоиерей Александр Данилов считает, что наш народ переживал гораздо более трудные времена. Но это не мешало ему в самый ответственный момент проявлять чудеса самопожертвования. «Для священнослужителей нет ни богатых, ни бедных. Равны все. И я уверен, что в минуту общей опасности россияне сплотятся без всякой агитации. Так было уже не раз».
Тезис о единстве народа разделяют и партийные руководители. Как поясняет координатор башкирского регионального отделения ЛДПР Вячеслав Рябов, «россияне были едины всегда. Конечно, экономические и социальные трудности не способствуют сплоченности, но и кардинально разобщить народ они тоже не смогли». После этого он не преминул упомянуть о том, что День народного единства — это праздник, важный для каждого россиянина. Затем пригласил автора этих строк на мероприятие республиканских либерал-демократов. Местные ЛДПРовцы приурочили к празднику, что, видимо, должно способствовать сплочению народных масс. В отличие от них республиканский штаб «Справедливой России» никаких акций в этот раз не планирует. Хотя раньше в день праздника всегда их проводил. По словам председателя республиканского отделения Константина Шагимуратова, причиной отказа стало опасение, что их «могут спутать с «белоповязочниками» Удальцова, Немцова и Навального». При этом он считает, что россияне по-прежнему едины и говорить об их разобщенности причин нет.
Итак, будем считать, что россияне скорее едины, нежели разобщены. Но суть праздника от этого яснее не стала. Может, его тоже нужно распиарить, как, например, Бородинскую битву? Конечно, без особых затрат. По крайней мере, в школах и детсадах педагогам вполне по силам объяснить, кто такие Минин с Пожарским, что они сделали для страны и почему 4 ноября называется Днем народного единства. Думается, знание истории и гордость за страну сплотят нас гораздо быстрее, нежели нормативные планы.
Общенациональный праздник мог бы стать единым днём голосования
Действительно, праздник 4 ноября появился семь лет назад, но как его отмечать, никто не знает.
По сути россияне во главе с Мининым и Пожарским выразили, так сказать, свою гражданскую позицию. Почему бы не сохранить эту традицию и не объединить молодой праздник с единым днем голосования, во время которого граждане будут также выражать свою политическую волю? Конечно, единство в политических взглядах ни в коем случае навязывать нельзя. Оно должно быть главным фактором нашего неравнодушия к своему будущему.