Незрячих ребятишек в Башкирии — 642. А единственная на всю республику специальная коррекционная школа-интернат № 28 для детей с нарушениями зрения, которая находится в Уфе, очень старая и не соответствует санитарным нормам. Не говоря уже о том, что нигде нет специализированных детских садов, а в обычных садиках отсутствуют педагоги, которые обучены работе именно с незрячими и слабовидящими детьми.
Эту проблему подняла на очередном приеме у президента республики жительница Салавата Гульнара Хуснутдинова.
— В детском доме № 2, который тоже находится в Уфе, раньше жили только незрячие, а теперь там живут и умственно отсталые ребята. Поэтому мест не хватает, нужно как-то расширять здание, — продолжила женщина.
По словам Г. Хуснутдиновой, есть и много других проблем, в силу которых слепые дети обречены на социальную изоляцию. Чтобы решить хотя бы часть из них, следует организовать в автобусах голосовое дублирование маршрутных номеров, решить вопрос с нехваткой собак-поводырей — в очередь за ними нужно вставать с самого рождения.
Рустэм Хамитов согласился с тем, что необходимо построить центр воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. А начать с того, чтобы создать для таких ребят отдельные группы в детских садиках и открыть специальные классы в общеобразовательных школах Салавата, Стерлитамака и других городов.
В приемную президента России в Башкортостане обратились люди с самыми разными проблемами. Студентку одного из уфимских университетов, Кристину Семисынову, волновал тот факт, что в ее родном селе Дуван признали аварийным и снесли Дом культуры. А в нем располагались музыкальная школа, класс хореографии, библиотека, здесь проходили концерты и показывали кино. Теперь же сельчанам негде собираться по вечерам, в результате заметно убавилось число молодежи.
Активистка Елена Цацина из Салавата обратилась к Рустэму Хамитову с просьбой помочь экологическому движению: местные власти не следят за чистотой за пределами города, а инициативная группа, в которой всего 14 человек, своими силами с этой проблемой не справляется. Индивидуальный предприниматель Виталий Воронин из Аургазинского района приехал порадеть за всех фермеров, которые годами мучаются с оформлением недвижимости на селе. А жительница Шамонино Ульяна Юнусова жаловалась на то, что в поселке нет дорог и освещения.
— Из-за непролазной глины приходится бросать машины и идти по 500 — 600 метров до дома пешком. Дети теряют в этой грязи сапоги, — рассказывает девушка. — Щебенка лежит только вокруг школы. Если что — ни скорая, ни пожарная машина к нам не проедут. С электричеством тоже проблема: не хватает напряжения.
Сейчас в Шамонино, как говорит У. Юнусова, живут 1,5 тыс. человек. А администрация поселка распалась еще летом, и теперь инициативная группа из десяти человек вынуждена заниматься всеми этими проблемами самостоятельно. Рустэм Хамитов возмутился тем, что людей сдернули в свое время с насиженных мест, перевезли в Шамонино в рамках программы «Молодая семья», а инфраструктуру не подготовили:
— Надо было сначала построить дороги, провести освещение, а не заниматься показухой. Я дам поручение вице-премьеру Нугуманову решить эту проблему, но и вы там самоорганизуйтесь тоже. В Подмосковье, например, жители коттеджных поселков сами строят дороги, выбирают управляющие компании. Понятно, что никто не хочет платить за вывоз мусора и прочее, но государство не может тащить такого рода проблемы самостоятельно.
Отметим, что личный прием граждан проводится главами регионов по поручению президента России дважды в год. Первый прием Рустэм Хамитов провел в марте.