Наш журналистский эксперимент (№ 207 от 24 октября 2012 г.) показал, что в столице республики программа «Доступная среда» реализуется быстрыми темпами. И пандусы строятся, и контролирующие органы на нарушения оперативно реагируют. И инвалиды, кажется, должны бы радоваться. На деле оказалось, что пандусы, далеко не везде удобные построили. С другой стороны, специальные троллейбусы появились. Поезжай — не хочу. Однако, как выяснилось, ездить на них инвалиды и в самом деле не очень-то хотят.
А вот почему — попробуем выяснить.
В управлении электротранспорта (МУЭТ) «РБ» пояснили, что сейчас в Уфе действуют 15 спецтроллейбусов и пять спецтрамваев для инвалидов-колясочников. Предусмотрено вроде бы все, но практика показала несоответствие между конструкторским замыслом и реальностью. «Городские остановки на нас не рассчитаны, — делится впечатлениями инвалид-колясочник Олег Борисов. — В подавляющем большинстве у них низкая посадочная платформа, с которой даже на спецтранспорт с пандусом забраться невозможно. В этом случае мне обычно помогают сами водители троллейбусов, но, как правило, это женщины. А вкатить коляску в салон и здоровому-то мужику не всегда под силу. Конечно, то, что на наши проблемы обратили внимание, радует. Но, похоже, общество еще не совсем готово делить с нами улицы на равных началах».
По словам моего собеседника, более-менее удобные остановки на проспекте Октября. Самые плохие — в Черниковке. И, как выясняется, «на раз» эту проблему не решить. По словам специалиста управления соцподдержки населения уфимской мэрии Людмилы Сахаповой, «администрация знает о катастрофической нехватке остановок, оборудованных под нужды инвалидов». Она поясняет, что «в этом направлении идет постоянная работа в соответствии с планом». То есть реконструкция городских улиц сейчас подразумевает обязательную «подгонку» остановок под стандарты «Доступной среды». Но процесс может затянуться, поскольку переоборудование остановок возложено на районные муниципалитеты. Из их же бюджетов идет и финансирование.
Ситуацию осложняет еще одно обстоятельство. У спецтроллейбусов нет постоянных маршрутов. Как поясняет МУЭТ, их направляют туда, где наблюдается наибольший пассажиропоток. Но в любом случае положительные подвижки ожидаются уже в ближайшее время. До конца года Уфа получит еще пять троллейбусов с пандусами.
Существует еще одна проблема — отсутствие пандусов в подъезде. Сейчас в республике проживает около семи тысяч инвалидов-«колясочников». В статистическом выражении — примерно 0,3 процента всего населения Башкортостана. Однако подавляющее большинство из них так и остаются запертыми в своих квартирах. «Я живу в частном доме и попасть на улицу для меня, в общем-то, несложно, — рассказывает Олег Борисов. — Но в то же время годами не вижу некоторых своих знакомых, которые, как и я, прикованы к инвалидному креслу. В их домах пандусов просто нет. Так и общаемся по телефону».
Конечно, утверждать, что в этом направлении ничего не делается, неверно. Пандусы имеются уже в подъездах многих домов. Но они неудобны. Специалист общества инвалидов Орджоникидзевского района Уфы Ренальд Сахибгареев говорит, что главная причина — конструкция лестничных пролетов. Они не подходят для установки пригодных к эксплуатации съездов. Еще одна причина — требования пожарных. Они четко регламентируют конструкцию пандуса, и зачастую эти регламенты идут вразрез с желаниями инвалида. При этом особенно трудно приходится жителям «хрущевок», где даже и лифта-то нет. В качестве альтернативы специалист предлагает снабдить каждого инвалида съемным пандусом с портативным тяговым устройством. Наш земляк, уфимец Виктор Лаврентьев, уже давно разработал такой механизм. Будучи инвалидом-колясочником, он с успехом пользуется им сам и уже изготовил их для многих друзей по несчастью.