Все новости
Cоциум
25 Октября 2012, 16:54

Александр Пушной: «Я играю в дурачка, потому что боюсь показаться умным»

Телеведущий увез из Уфы не только тюбетейку и мед, но и «роботогитару»

Зал Академии наук РБ чем-то напоминал кадры старого доброго фильма «Девочка из будущего»: на обширном столе в строгом порядке застыли роботы всех размеров и образцов. По четко прочерченным линиям несколько нервозно, но точно двигалась пушистая кошка, как оказалось, доверху напичканная секретными деталями. А над шумной толпой переживающих мам, юных конструкторов и пронырливых журналистов парил на ярких воздушных шариках мелкий, но вездесущий робот, который, как выяснилось, снимал всю эту кутерьму в системе онлайн. Что дало повод кому-то пошутить, что шарики должны были быть голубыми, как у Винни-Пуха, тогда никто не заметит под шариком механического соглядатая.
Первая детско-юношеская студия робототехники при Академии наук РБ показывала «товар» лицом, разминаясь перед грядущим открытым республиканским чемпионатом по робототехнике среди студентов и школьников, тоже, кстати, организованным в республике впервые.
Четвероклассник Артур Кадыров занимается в студии всего около месяца, но уже выставил напоказ два своих творения. Похоже, по натуре Артур большой оптимист, считающий, что в чем-то, конечно, роботы, как думают фантасты и ученые, должны облегчить жизнь человечеству, но немаловажно, если они эту жизнь еще и украсят: по крайней мере, его робот, собранный из пластиковых стаканчиков от сока, выглядел очень жизнерадостно и приятно выделялся своими расписными руками и ногами, которые, может, сложную операцию и не проделают, но розовощекими яблоками взгляд порадуют. Артур твердо знает: быть ему архитектором, а я уже заранее завидую тем, кто будет жить в его домах: наверняка там будет много солнца и веселых задумок.
«Занявшись организацией этой студии, — рассказывает ее директор, Андрей Соколов, — мы столкнулись с тем, что, по сути, решаем не просто проблему небесполезного и интересного времяпрепровождения детей с 8 до 14 лет, а, как оказалось, занимаемся давно назревшей, но почему-то оставшейся вне поля зрения педагогов, ученых, чиновников задачей: подготовкой в государственном (!) масштабе грамотных инженерных кадров. Слабые места выяснялись сами собой, по мере создания студии: выпускники технических вузов, пожалуй, блестяще подкованные теоретически, оказываются никудышными практиками, фактически нет самого первого, возможно, самого важного звена подготовки инженеров: ведь почти не осталось центров научно-технического творчества для детей и подростков, а в школах факультативы по техническим предметам тоже не в фаворе. Выпускники, выбравшие техническую специальность, нередко плохо представляют себе, чем же они будут заниматься на работе, а потому часто оказываются там, где их вузовские знания никому не нужны. В России, да и в республике, поверьте, очень мало предприятий, где технологические процессы были бы роботизированы. А между тем это решило бы проблему нехватки рабочих специальностей. И, наконец, многие предприятия живут по старинке — сегодняшним днем, и не готовы вкладывать средства в техническое образование детей и молодежи. Поэтому наша цель — создать нарушившуюся цепочку центр — колледж — вуз — наука — производство. Вот увидите, на грядущем чемпионате наши юные конструкторы, прошедшие полгода подготовки, будут абсолютно на равных со студентами колледжей и вузов без всяких скидок и выступят, я не сомневаюсь, достойно».
Гость столицы, известный ведущий популярной научно-развлекательной передачи «Галилео», музыкант, композитор, певец и актер, а кроме того магистр Новосибирского госуниверситета в области физики Александр Пушной, которому подарили «робогитару» по достоинству оценил уровень подготовки современных Кулибиных.
Не ударили в грязь лицом и наши юные коллеги — воспитанники телевизионной детской студии, проявив похвальную для журналистов настырность: они засыпали Александра вопросами. Кстати, на «детские вопросы» ведущий «Галилео» отвечал с наибольшей охотой и весьма по-взрослому.
— Ваш любимый урок в школе и почему?
— Я очень любил в школе физкультуру, потому что можно было побегать, музыку — потому что можно было попеть, и физику с математикой. А вот русский язык и литература к числу любимых не относились. Писал я с ошибками, и до сих пор до конца не исправился.
— Когда вы увлеклись музыкой серьезно?
— Когда мне было лет шесть, мама взяла меня за шкирку и запихнула в музыкальную школу. Я сильно сопротивлялся, но мама сказала, что просто меня убьет, если я не пойду. Я решил пожить еще и стал заниматься.
— Вы уже не в первый раз в нашем городе?
— Четвертый, и, как оказалось, я прекрасно ориентируюсь за кулисами вашего Дворца молодежи (бывшего «Юбилейного»). Правда, тогда я там был как один из «сыновей лейтенанта Шмидта» — новосибирской команды КВН.
— Вы один из самых нестандартных ведущих нашего телевидения. Передачу «Галилео» многие родители критикуют за несерьезность ведущего. Кто автор образа своеобразного ведущего с всклокоченными волосами?
— Автор — это я. Я много раз говорил, что мы ни в коем случае не претендуем на звание образовательной передачи. Мы просто стараемся показать людям — и детям, и взрослым — что мир намного интереснее, чем он кажется. Теоретически все просто: есть ребенок. Ему очень интересно, как вокруг устроен мир. Когда ему исполняется 16 — 18 годков, начинают работать гормоны, перестает работать мозг. Девушкам интересны парни, а парням — девушки. Потом у них появляются дети, и все повторяется сначала.
А играю я в дурачка, потому что боюсь показаться умным — некий психологический способ защиты.
— Где вы берете темы для своих сюжетов?
— Мы к этому подходили серьезно: выбирали тему так, чтобы человек понял, что такого вопроса он себе никогда не задавал, но вокруг все время ходил. Вот, например, все ели молочные сосиски. А почему они молочные? Но такие вопросы быстро заканчиваются, и придумывать их сейчас все сложнее и сложнее.
Скоро, где-то в ноябре, будет юбилей — 1000-й выпуск. Будет он совершенно неформатный и необычный.
— Зрители жалуются, что в передаче стало меньше экспериментов.
— Мы их провели уже около 200 и боимся повториться. Зато нашли замечательный ход: у нас появилась камера, которая способна снимать 2 тысячи кадров в секунду, и теперь все, что мы делали, мы можем сделать еще раз, зато в замедленной съемке. Например, стакан, который мы уже разбивали с помощью звука. Бьем мы икеевские стаканы — они замечательно лопаются. Если поднести к ним усилитель, поставить частоту звука усилителя, входящего в резонанс с частотой стакана, на максимум — стакан разбивается. Если посмотреть на то же самое в замедленном виде, то колебания этого стакана такие, что просто непонятно, как стекло может так изгибаться. Зрелище невероятное!
— А Басков уверяет, что голосом бьет стаканы.
— Может, он и ходит по «Икее» и лопает стаканы, я этого не видел. Амплитуда колебаний извне должна быть очень мощной.
— Хотели бы вы, чтобы ваши дети стали медийными личностями?
— Нет, не хотел бы. Несколько лет назад мы приняли всей семьей решение, что перестаем ходить на всяческие тусовки. Популярность — это палка о двух концах. К примеру, гаишник, тебя остановивший, улыбается и говорит: «Да, ладно, езжай», а с другой стороны, была у меня одна история. Инспектор взял мой документ и задумался: «Я, по-моему, тебя где-то видел». — «Да не знаю, может быть.» — «По-моему, в розыске я тебя видел». Пришлось о себе напомнить, но он всласть надо мной поизмывался.
— А что такое для вас счастье?
— Типичный телевизионный вопрос. Я счастливый человек. По работе часто приходится сталкиваться с вещами неприятными, мы ведь не только на экране телевизора — мы ходим по больницам, помогаем людям и тут сталкиваемся с мыслью, что люди не ценят своего сегодняшнего состояния. Нам кажется естественным, что мы сейчас можем сделать все, что захотим. И вдруг человек лишается этих вещей, и вот тогда-то понимает, что жил счастливо.
— Чем привлекает вас работа в озвучке мульфильмов?
— Я безошибочно могу определить, кого мне предложат озвучить: это непременно будет чувак с торчащими волосами. Озвучка для актера — это, по сути, две главные задачи: попасть в хронометраж и в эмоцию. По существу, я шкатулка по звукоизвлечению, ручку которой крутит режиссер.
— Что вам дало участие в команде КВН?
— Это был очень важный для меня период в жизни. Первое, что меня всегда поражало в этой передаче, так это то, что мы вот с вами знаем, что существует некая творческая богема, которая придумывает для нас фильмы, книги. А в КВН сидит рядом парень, такой же, как я, и придумывает что-то, что завтра будет показано на сцене, послезавтра по телевизору, а после-послезавтра — станет анекдотом. Это мощная потенциальная творческая среда, попадая в которую, ты тоже начинаешь карабкаться вверх, что-то искать, чем ты будешь интересен другим людям. Это хорошая школа не только для актера, но и прививка от звездной болезни, потому что в КВН у людей бывает бешеный взлет и бешеное падение.
— Как вы относитесь к заведомо лживой информации, появляющейся о вас в СМИ?
— Информации появилось сейчас так много, что проверить ее всю просто невозможно. Люди не могут ничему не верить. Поэтому в какой-то момент начинают верить всему. На этом и построен огромный бизнес всяких желтых газет, печатающих заведомую ложь. Оболганный человек возмущенно звонит: «Я на вас в суд подам». — «Подавай! Пока ты будешь судиться, мы еще восемь таких статей напишем». А в крайнем случае максимум, чем кончится дело — уплатой 100 тысяч рублей. Ничего страшного.
— Что сейчас значит музыка в вашей жизни?
— Это то, чем я буду заниматься, даже если брошу все остальное. Благодаря музыке я и попал в шоу-бизнес и на ТВ: сначала в КВН — как фонограмщик, потом в ОСП и даже в «Галилео». Мои песенки звучат в передаче «6 кадров», «Большой разнице». Есть у меня друг, парень, который живет в Берлине, очень больной, кстати, но жизнелюбивый, со мной списался, переводит песни с пяти языков туда — обратно: с русского, немецкого, финского, французского, английского. Мы хотим с ним альбом записать: русские народные песни в стиле металлика. (И Александр с надрывом исполнил на английском языке «Во поле береза стояла», заставив слушателей тоскливо пригорюниться, задумавшись о несчастной березкиной судьбе — авт.)
— А вы влюбчивый человек?
— Совсем нет. Когда я познакомился со своей будущей женой, мы как-то миновали этот букетно-конфетный период. Мы с ней встретились, и у меня возникло ощущение, что очень давно друг друга знаем. Вообще, романтика, как мне кажется, особенно у девочек, это некий способ выйти в виртуальную реальность. Романтика — это когда девочка смотрит на мальчика и видит не того, кто стоит перед ней. Он может быть, скажем, далеко не принцем на белом коне, но он прислал смайлик, а в этом так много всего. А выходишь из этой виртуальной реальности, и видишь — Господи! Поэтому все эти современные способы коммуникации — в контакте, в «Одноклассниках» — только лишний раз разбивают сердца несчастных девочек. Бросайте телефоны и идите общайтесь с парнями вживую!
— Будет ли как-то «Галилео» менять свой формат?
— У нас давно задумано такое большое шоу, связанное с физикой и математикой. Но вопросы будут чисто бытовыми. Например, у вас на кухне горит масло. Чем вы будете его тушить: огнетушителем, водой или мокрой газетой? А теперь внимание: правильный ответ. Но не написанный на бумажке. В студии будет стоять стол, с кастрюлей, с кипящим маслом и мы станем тушить огонь всеми этими предложенными способами. Ответ на вопрос будет давать сама природа. (Кстати, правильный ответ — мокрая газета).
— Какими качествами должен обладать телеведущий?
— Нет на свете хуже профессии — сегодня ты нужен людям, завтра — нет. Это как с политиками. Я не считаю, что телеведущий должен обладать какими-то особыми качествами. Я думаю, что он должен не казаться никем, а быть тем, кем он есть на самом деле.
— Что такое для вас жизнь?
— Гениально когда-то сказал Джон Леннон: «Жизнь — это то, что происходит во время того, что ты планируешь».
Читайте нас: