Проблемы инвалидов в последнее время широко обсуждаются в нашем обществе. Оно и понятно: в стране заработала госпрограмма «Доступная среда», к осуществлению которой подключились все органы власти — от муниципалитетов до прокуратуры. И такой подход довольно быстро дал видимые результаты. По крайней мере, сейчас в Уфе появилось множество пандусов, но вот сами инвалиды от них не в восторге. «Многие построены не по проектам, а скорее для «галочки», — считает специалист Орджоникидзевского отделения Всероссийского общества инвалидов Ренальд Сахибгареев. — Их конструкции зачастую не соответствуют стандартам. Как показывает практика, пользоваться ими крайне затруднительно или же невозможно вообще».
Чтобы убедиться в справедливости этих слов, мы решили «обкатать» ближайшие пандусы сами. В роли инвалида согласился выступить мой знакомый, а инвалидную коляску наш главред одолжила у кого-то из родственников. Маршрут намечен от перекрестка уфимских улиц Достоевского и Цюрупы, а далее через Центральный рынок к Дому печати. Это деловая часть города, где и пандусы на каждом шагу, и пешеходов множество, и автомобильное движение интенсивное. Нам предстоит пройти через подземный переход, пересечь трамвайные пути и миновать разобранный участок ремонтируемой дороги. В общем, преодолеть все те препятствия, с которыми российский инвалид-колясочник встречается если не каждый день, то весьма часто.
Иногда пандус заменяют вот такой кнопкой вызова. Как правило, на сигнал выходит один человек. А нужны минимум два.
Первым делом заглядываем в травмпункт пятой горбольницы на улице Цюрупы, 84. Это удается сделать безо всякого труда, поскольку перед входом вообще нет ступенек и пандус тут не нужен. Затем намереваемся перейти на другую сторону, призывно сверкающую красочными витринами магазинов. Доброволец, которого зовут Олег и который, кстати, абсолютно здоров, бодро крутит колеса инвалидной коляски, но, доехав до проезжей части, натыкается на неожиданное препятствие. Съезд здесь слишком крут, и передние колеса с ходу упираются в дорожное полотно. Под сочувственными взглядами прохожих мой напарник пытается сдвинуться с места, но сделать это сложно. Сперва нужно сдать чуть-чуть назад, а уже потом, приноровившись, катнуть свой «транспорт» вперед. На это нужны немалые физические усилия и сноровка, которой у Олега нет. Я же пока не спешу на помощь и ограничиваюсь только «умными» советами. «Помог бы лучше парню, — ворчит в мой адрес какая-то старушка, — чего зря болтать». Правда, на помощь сердобольная бабулька тоже не спешит. Обдав меня волной презрения, женщина переходит дорогу и скрывается за дверями рыбного супермаркета. Кстати, он является нашей следующей целью. Преодолев с горем пополам злополучный съезд, мы подъезжаем к магазину «Океан». Попасть в него оказалось делом простым. Пандус здесь довольно пологий, и к тому же есть поручни. «Въезд удобный», — дает свою оценку вошедший в роль доброволец, и мы движемся дальше.
Татьяна Горячева,
заместитель председателя общества инвалидов Советского района Уфы:
— Нам хорошо известен этот участок. В первую очередь, пандусы неудобны тем, что если подняться по ним, хотя и с большим трудом, можно, то вот спуститься практически нельзя. Кроме того, еще одним важным вопросом является отсутствие пандусов во многих жилых домах. Да и те, что уже установлены, бесполезны.
Я знаю инвалидов-колясочников, которые годами не могут выйти из своих квартир, несмотря на то, что пандусы в подъездах есть. Просто их конструкции не пригодны для эксплуатации. На эту тему мы уже проводили «круглый стол» с прежним главой районной администрации. Он сказал, что в первую очередь удобными пандусами надо оснастить учреждения обслуживания и социально-медицинской сферы, а уже потом дойдет очередь и до жилых домов.
Дальнейший путь проходил уже не столь гладко. У входа в фешенебельный ювелирный магазин «Милорд» пандуса нет и в помине. Мраморные ступени оказались непреодолимым препятствием, от «штурма» которого после нескольких героических попыток пришлось отказаться. Забегая наперед скажем, что впоследствии мы обнаружили некую закономерность, выявившую отсутствие пандусов у подавляющего большинства магазинов, торгующих драгоценностями. Видимо, их владельцы считают, что для инвалида-колясочника золотые украшения — непозволительная роскошь. Следовательно, тратиться на возведение удобного въезда тоже незачем.
Впрочем, наш эксперимент показал, что об удобствах инвалидов арендаторы помещений заботятся меньше всего. Если есть пандус, то, как правило, у него нет поручней, а если они есть, то сам пандус построен под углом чуть ли не в сорок пять градусов. Попробуй заберись. Да и спускаться с него — удовольствие не из приятных. Особенно если пандус расположен перпендикулярно проезжей части. В этом случае коляска с разгона может вылететь прямо под колеса автомашин. А если тротуар огорожен бордюром, то инвалид и вовсе рискует вылететь из кресла. Соскакивая на автодорогу, коляска работает как катапульта, в чем мы убедились лично. И если бы на месте Олега оказался настоящий больной, наш эксперимент вряд ли бы закончился благополучно. К тому же удержать коляску, когда она уже поехала с крутого пандуса, весьма проблематично. По какой-то непонятной логике многие пандусы выкладывают гладкими плитами, которые не обеспечивают должного сцепления с подошвами. Поэтому тот, кто попытается подстраховать колясочника во время спуска, тоже поедет вниз, как на лыжах. Упадут оба.
Добравшись до Центрального рынка, спускаемся в подземный переход со стороны супермаркета «Матрица». Пандус здесь есть, но он тоже слишком крутой. Два приваренных швеллера и поручни — вот и вся конструкция. Причем швеллеры не касаются земли, а обрываются у последней ступеньки. То есть коляска спрыгнет на землю с высоты примерно пятнадцать сантиметров. Усидит ли при этом сам инвалид — неизвестно. Опасаясь за сохранность коляски и безопасность ее пассажира, предлагаю нашему добровольцу понапрасну не рисковать. Однако Олег решил пройти нелегкий путь до конца и, держась за перила, начал спуск. Окончился он удачно, но молодой крепкий парень добился этого только за счет физической силы. «Не завидую я тому, кто здесь спускаться будет, — комментирует он свои ощущения. — Да и откуда у инвалида столько сил?».
Вопрос, скорее, риторический. Ведь кроме как на себя, надеяться колясочник может разве что на помощь прохожих. К чести уфимцев надо сказать, что многие, видя усилия моего напарника, искренне пытались ему помочь. Однако их благие побуждения были отвергнуты: во главу угла доброволец поставил «чистоту эксперимента».
Трамвайные пути коляска пересекла без особых проблем. Но дальше нас ждал неприятный сюрприз. Первый пролет второго подземного перехода у супермаркета «Перекресток» оказался и вовсе без пандуса. Пришлось спускать добровольца по ступенькам, мертвой хваткой вцепившись в поручни коляски. После этого, лавируя по искореженному ремонтом тротуару, мы без особых приключений добрались до Дома печати.
Наш эксперимент показал, что инвалиды жалуются не зря. Пандусы строят без учета их пожеланий, а главное, их физических возможностей. Как пояснила специалист управления соцподдержки населения при уфимской администрации Людмила Сахапова, причин тому несколько. В первую очередь, это разнобой в технических стандартах: для жилых домов СНИПы и ГОСТы одни, для объектов здравоохранения, образования и социальной сферы — другие. Например, наш эксперимент показал, что самые удобные пандусы — в аптеках и медучреждениях. Однако объясняется это не только профилем этих заведений, но и подходом арендатора к строительству пандуса. Ведь при входе в супермаркет «Матрица», который расположен на Центральном рынке, пандус даже и пандусом-то назвать сложно. Для инвалида он крайне неудобен. А в расположенном через дорогу супермаркете «Перекресток» пандус вполне комфортабелен. Так что единственный способ обеспечить нашим инвалидам относительную свободу передвижения — это контролировать строительство подобных сооружений. В администрации же говорят, что «могут лишь обязать арендатора возвести пандус, а вот контролировать строительство — не наша компетенция». Однако, как пояснила Людмила Сахапова, буквально на днях состоится заседание межведомственной комиссии по делам инвалидов с присутствием самих инвалидов. Их пожелания будут учтены при разработке проектной техдокументации.
Материал о том, насколько решаемы проблемы инвалидов в других городах республики, читайте в ближайших номерах.