Когда Эдгард вошел в номер, то не поверил своим глазам: паркет на полу стоял дыбом, обои лохмотьями свисали со стен, вырванный с корнем, на полу валялся подоконник, и все, что можно, было порушено. Увы, тигр Мартин не умел выражать свой протест по-другому. До этого он почти год спал в одной кровати с дрессировщиком, пока со временем это не стало опасным. Даже маленький тигренок, играя, может нанести серьезное увечье. Поэтому не стоит рисковать и обольщаться: мол, он же уже почти человек!
Любимец братьев Мартин, кстати, обожает ездить на рекламные съемки, корпоративы, ему нравится общаться с публикой, позировать перед фотообъективами. Он четко знает, когда выглядит хорошо, а когда — неважно. Но заигрываться с ним в «дружбу» дрессировщики не советуют.
«Относиться к животным, какими бы замечательными они ни были, нужно все-таки соответственно, не очеловечивать, всегда учитывать особенности и возможности их мышления», — считают Запашные, которые в последние годы довольно часто приезжают в Уфу. Выступления всегда проходят с большим аншлагом — цирк обычно забит до отказа. Жену одного из братьев, Аскольда, видели как-то вместе с маленькой дочкой примостившимися на ступеньках в зале — места даже им не нашлось. Последний приезд знаменитых дрессировщиков запомнился всем особенно: именно здесь, в столице нашей республики, Запашные узнали о присуждении им звания народных артистов России.
Награду братья получили по заслугам — на жизненной энергии, цирковом таланте любимцев практически всей страны держится сегодня огромное шоу, которое периодически обновляется. Наверное, для того, чтобы не зависеть в этом плане от других, Аскольд освоил режиссерскую профессию. Первая его работа — мистический триллер «Камелот» — была создана по мотивам рыцарских легенд времен короля Артура. Вторая программа, «Садко», сделана по одноименной русской сказке. Это патриотический проект, направленный на популяризацию не только российского цирка, и, в частности, цирка братьев Запашных, но и страны в целом. Главный герой представления, купец, путешествует по миру и знакомит обитателей разных стран с нашей культурой. В шоу какой только живности нет! Львы, тигры, лошади, обезьяны, собаки, гуси, попугаи! Предусмотрены также новые, самые современные спецэффекты. Действие разворачивается на суше, в воде и в воздухе. Вокруг манежа образуется настоящая река с лебедями и расписными ладьями. Занимаясь очередной постановкой, братья забывают об отдыхе и развлечениях — все силы уходят на осуществление задуманного. «Побывав однажды на представлении, многие зрители хотят еще раз посмотреть шоу, потому что не могут сразу охватить своим вниманием все действо», — говорит молодой режиссер. Он отмечает, что специфика и сложность масштабных постановок еще и в том, что в них практически нет одиночных и парных номеров, в основном — групповые, так как именно они эффектно смотрятся на таком большом пространстве. Полные вдохновения и новых замыслов, братья Запашные вновь планируют вскоре приехать в республику — им очень понравился прием зрителей.
Удивившись, что столь бравые ребята выросли такими правильными — при всей своей популярности не пьют, не курят, во все тяжкие не бросаются, — спросила: кто воспитывал их в кочевой цирковой семье?
— Детство свое вспоминаю с удовольствием, — взялся отвечать Эдгард. — Несмотря на то, что в год мы меняли до шести городов, отец большое внимание уделял нашему просвещению — нанимал педагогов по музыке, рисованию, хотел, чтобы дети выросли хорошо образованными людьми, были разносторонне развитыми. Наряду с мамой воспитывала нас еще и тетя, ее старшая сестра. До десятого класса, по папиному распоряжению, в школу двух великовозрастных братишек провожала бабушка — ходила чуть поодаль, чтобы не смущать внучат. Отец беспокоился: вдруг попадем под влияние улицы? Но уже тогда главным увлечением нашим был манеж. Мы бежали после уроков в цирк сломя голову. В клетку с тиграми впервые вошли с отцом — уцепившись с обеих сторон за его ноги.
Разве могло быть по-другому в цирковой династии, насчитывающей почти полтора века? Прадед народного артиста СССР Вальтера Запашного, отца Эдгарда и Аскольда, взваливал на плечи тяжеленные рельсы, на которых повисали со всех сторон желающие испытать силу атлета. До тридцати добровольцев набиралось враз. После этого прадедушка, взявшись за цепи, раскручивал с их помощью здоровенных быков и лошадей, отрывая от земли, и отправлял обезумевшую от такого расклада животину в полет.
Цирк вообще может быть самым неожиданным. Не правы те, кто адресует его только детям. В сочетании с театральными приемами он способен заинтересовать взрослых. Существует немало цирковых программ, ориентированных на определенную часть общества. Братья Запашные создают свой, неповторимый образ цирка, в котором есть место и синхронному плаванию, и театру каскадеров, и балетному коллективу, и музыкантам рок-группы. В арсенале — пиротехнические эффекты, лазерное шоу, видеодекорации. Их интересует история, рыцари, сказки, через которые так доходчиво можно давать благодарной публике уроки добра и зла. Преданные своей профессии до кончиков ногтей, братья Запашные знают: им во всем нужно быть первыми — цирковую династию подводить не пристало!
В тексте использованы фотографии Раифа БАДЫКОВА, Александра ДАНИЛОВА и с сайта братьев Запашных.