Все новости
Cоциум
4 Октября 2012, 16:27

Настоящий полковник

Заработав, он решил вернуть к жизни родную деревню

А белый лебедь на пруду...
А белый лебедь на пруду...
…Боевой вертолет начал стремительно терять высоту. Что это значит, видавшие виды люди в погонах с большими звездами, сидевшие в салоне, прекрасно понимали. Перед ними уже промчались мысленно главные моменты жизни, кто-то крестился... Возможно, обращение к небесам тоже сыграло свою роль. Но выровнять и посадить падающую машину Махмут Касимов сумел.
— Понимаете, это ведь не самолет, на котором можно спланировать. Вертолет падает камнем, там все решают даже не секунды, а доли секунды. То есть, если не сработал, как автомат — пиши пропало. Сработал...

С полковником в отставке Касимовым беседуем в его доме, что в селе Аук-Буляк. Да-да, в селе, потому что его стараниями здесь уже практически построена мечеть.

— Можно, уточню специально для читателей вашей газеты, которую сам очень уважаю?

И, не дожидаясь ответа, уточняет: бывших полковников не бывает. Без армейской закалки в современном хоккее делать нечего.

Вот теперь уже наша очередь уточнять. Махмут Анварович — помощник генерального директора хоккейного клуба «Салават Юлаев». Чтобы болельщики имели некоторое представление об одном из руководителей клуба, добавим: Касимов имеет за плечами более пяти тысяч часов боевых вылетов, 517 прыжков с парашютом. За 25 лет безупречной службы не допустил ни одной аварии, никого не погубил.

— Мои родители — они отсюда. Отец — герой Великой Отечественной, всю войну отпахал в разведке. Потом вместе с мамой Хамдуной работал в колхозе. Кстати, очень творческий был человек. Сейчас ситуация такова, что моя работа заставляет жить меня в Уфе, но душой я здесь.

Скажем сразу: не только душой. Немалая доля доходов — а в профессиональном хоккее они очень приличные — тратится на возвращение к полноценной жизни Аук-Буляка. Скрывать нечего, жители, особенно молодежь, начали покидать родные места. Для начала Касимов, заручившись полной поддержкой супруги Альбины, выкупил свалку на окраине. О том, во что он ее превратил, — разговор впереди. Затем на свои деньги провел на малую родину газ — теперь он здесь в каждом доме. Занялся благоустройством улиц. И еще. На средства нашего героя уже практически закончено строительство мечети, при которой планируется открыть медресе.

— Возвращение к духовности необходимо, — считает он. — Хотя мы, вертолетчики, народ суеверный, у нас масса примет. Тем не менее я знаю, что мою родную деревню обосновал без малого век назад мой дед Касим с двумя своими братьями. А в 1926-м здесь проживало более 1,2 тысячи человек. Могу поручиться: она не исчезнет. Во всяком случае, пока со мной все в порядке. Есть люди, которые говорят: деньги на ветер швыряешь. Нет не на ветер. В то, что мне дорого, вкладываю. Зачем мечеть строю? Для односельчан и в память о деде. Участник Первой мировой войны, мулла, он был раскулачен со всеми вытекающими. Ладно, давайте, покажу вам кое-что, может, понравится.

После увиденного настоятельно советую всем, кто еще не бывал в Аук-Буляке, обязательно здесь побывать.

Касимовым есть чем похвастать. Большой пасекой — ну, этим сегодня никого не удивишь, согласен. А вот озеро, где соседствуют лебеди-шипуны и черные лебеди, мандариновые утки, где полно рыбы, вы давно видели? А гнездовище журавля-красавки? А более сотни кур самых экзотических пород? А павлинов? Помните Верещагина из «Белого солнца пустыни»? Они, кстати, чем-то похожи — не внешне, а внутренне. Вот что говорит хозяин всей этой красоты:

— Вы не первый, кто меня спрашивает: зачем все это? Для души, для красоты, чтобы гости деревни да и сами мои земляки могли прийти сюда с детьми и отдохнуть душой. Где-то к весне закуплю еще лошадей, пони. Ну люблю я это все! У меня здесь и кедры, и голубые ели растут, не считая других деревьев. Браконьеры вот только повадились... Вы не забудьте написать: без такого тыла, как моя Альбина, ничего этого быть не могло. И без чувства ответственности перед предками. У меня, между прочим, шежере на много поколений уже составлено, сейчас пытаюсь расширить его. Жизнь — она слишком коротка, и если есть возможность делать добро — надо успевать.

Напомню: беседуем мы и наслаждаемся антуражем на месте бывшей деревенской свалки. Между прочим, из деревни этой с некоторых пор не просто уезжать перестали — те, кто уехал, обратно возвращаются. Все это в наши сверхпрактичные времена не может не впечатлять. Умирающие деревни, увы, стали явлением привычным. Но если задуматься, практически из каждой вышли люди заметные, да не один-два, а больше... И вот о чем подумалось: а если взяться всем миром?..

Встречаясь с помощником генерального директора нашего хоккейного клуба, обойтись без вопросов о делах командных невозможно.

— Команду сегодня критикуют все, кому не лень, — Касимов переходит на деловой тон. — Зачастую до конца не вникнув в ситуацию. Не зная, что происходит на тренировках, в раздевалке после матча, многих других деталей. Да, мы в непростой ситуации. Но пути выхода из нее уже определены. Думаю, верные пути. И победы придут.

Знаете, почему ему можно верить? У полковника Касимова среди однополчан было прозвище «Везунчик» — он и вправду не раз со знанием дела выходил из ситуаций, подобных описанной выше. Да, таким действительно везет. Но они того заслуживают.
Читайте нас: