Все новости
Cоциум
3 Октября 2012, 16:42

Героями не рождаются — героями умирают

Прерванная песня пленённого духа

Марат Шарипов с группой участников сопротивления-джалилевцев.
Марат Шарипов с группой участников сопротивления-джалилевцев.
Так часто говорят, вспоминая не в срок, на взлете оборвавшуюся жизнь человека творческого. Применима она и к судьбе славного уроженца Чишминского района, поэта-героя Рахима Саттара. Так считает кандидат филологических наук, доцент БГУ, солист Башкирского театра оперы и балета, заслуженный артист республики Марат Шарипов.
— Марат Сабитович, в этом году вы участвовали в премьере оперы «Джалиль» Н. Жиганова, поставленной на сцене Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля. У вас в репертуаре есть и цикл романсов «В моабитской тюрьме», написанных композитором Р. Яхиным на слова М. Джалиля. Вы интересовались судьбой джалилевцев, в том числе и Рахима Саттара, поэта, члена подпольной антифашистской организации военнопленных, которой руководил Джалиль.

— Когда я учился на первом курсе филфака БГУ, к нам, студентам, приехал из Казани Рафаэль Мустафин — исследователь жизни и творчества Мусы Джалиля, писатель-литературовед. Рассказывая о своей работе над книгой «По следам оборванной песни», он упомянул соратника Джалиля, поэта Рахима Саттара. Я, конечно, заинтересовался практически неизвестной судьбой земляка. Мустафин рассказал о том, что все оставшиеся в живых узники фашистского концлагеря с большим уважением отзываются о нем, но с сожалением отметил, что есть лишь скудные данные о жизни поэта в плену. Мне захотелось побольше узнать о моем славном земляке. В свое время в составе студенческого интеротряда я побывал в ГДР. Работой мое пребывание в Германии не ограничивалось: для нас часто организовывали самые разные мероприятия. Однажды нас повели в музей, оставивший в душе самые горькие впечатления, — концлагерь Заксенхаузен. Рахим Саттар не жил — существовал — в таких же нечеловеческих условиях, но, несмотря ни на что, хранил верность Родине, более того, сражался, насколько это было возможно в условиях концлагеря, писал стихи.

— Как же складывалась ваша исследовательская работа?

— Вскоре мне довелось участвовать в праздновании юбилея Джалиля в Казани. Я знал, что на этот праздник съезжаются оставшиеся в живых джалилевцы. Из их рассказов постепенно вырисовывался образ Рахима Саттара — талантливого, бесстрашного человека, но в то же время личности с тонкой, интеллигентной душой. Мне захотелось рассказать об услышанном моим землякам. Я написал о Саттаре статью в районной газете, материалы были опубликованы в республиканских изданиях. Уже будучи преподавателем БГУ, организовал в Доме актера вечер памяти, посвященный 80-летию со дня рождения Саттара. Это было первое мероприятие, посвященное памяти поэта-героя. Совместно с администрацией Чишминского района мы устроили встречу с жителями села Нижнее Хазятово, в которой приняли участие родные сестры Саттара, его сын — ученый из Казани Иль Саттар. Скоро имя Рахима Саттара было присвоено новой улице в райцентре. Кстати, его имя носит и одна из улиц Казани.

— Расскажите, пожалуйста, о том, что же вам удалось выяснить о своем земляке?

— В начале ХХ века родители будущего поэта переехали из села Абдулла в село Нижнее Хазятово нынешнего Чишминского района Башкортостана. Отец — Сулейман Габдулсаттаров — стал в селе муллой. Здесь и родился в 1912 году Рахим Саттаров. Будущий поэт обучался в деревенском мэктебе, затем продолжил учебу в уфимской школе № 2, работал ответственным работником в Наркомпросе БАССР. Стихи он начал писать еще в школьные годы. Как поэт и журналист получил известность уже в Казани.

С первых дней войны Рахим Саттар добровольцем ушел на фронт. Он добился назначения в десантные войска, участвовал в ответственных операциях, выполнял особые задания командования. 27 мая 1942 года при неудачной высадке десанта Саттар попал в плен. Встретившись в концлагере с поэтами Джалилем и Алишем, он активно включился в деятельность организованной Джалилем подпольной группы сопротивления в татарском легионе. Саттар вел антифашистскую агитацию среди военнопленных, распространял листовки и продолжал писать стихи.

По заданию Джалиля Рахим был переброшен в Польшу для связи с партизанами. Его побег был организован с помощью польского лесника, который был вскоре арестован немцами и казнен. Дальнейшая судьба Рахима Саттара, к сожалению, неизвестна до сих пор.

Одна из записных книжек поэта со стихами, переданная им Алишу, пройдя через много рук, была доставлена в Союз писателей Татарии бывшей военнопленной Равилей Агеевой. На ее обложке написано: «Рахим Саттаров, стихи, написанные в заточении. Смоленск — Борисово — Вустрау — Радом — Берлин. 1942 — 1943». Всего в записной книжке 24 стихотворения.

А его сестры, например, рассказывали мне, как однажды Рахим приехал из Уфы в деревню на электричке без пиджака. На вопрос домочадцев, куда дел пиджак, ответил: «В электричке увидел голодного, худого старика, он был без одежды, ему отдал». А ведь тогда, в 30-е годы, время было нелегкое: не хватало еды, одежды. Одним словом, с детства он был добрым, отзывчивым человеком.

Несмотря на усилия исследователей подвига джалилевцев, до сегодняшнего дня многое в их судьбе остается неизвестным. Четко не выявлена роль Саттара в антифашистском сопротивлении. Его сын Иль Саттаров утверждал, что, скорее всего, его отец был направлен в тыл врага со специальным заданием: попасть в плен, организовать в концлагере подполье, группы сопротивления среди военнопленных, в том числе и в татарском легионе.

— В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Рахима Саттара. Планируются ли какие-то мероприятия в связи с этой датой?

— Тюркское национально-просветительское общество «Рамазан» организует грандиозный проект — республиканский фестиваль татарской культуры «Прерванная песня продолжается».

В БашГУ прошли республиканский конкурс чтецов стихов Саттара и республиканская научно-практическая конференция, посвященная поэту. Эстафету фестиваля продолжили речные круизы «Путешествие по Агидели» на теплоходе «Чайка», посвященные памяти Саттара. В культурной программе приняли участие известные артисты Татарстана и Башкортостана, а также родственники поэта. В Уфимской художественной галерее запланированы выставки, праздник татарской культуры «Туган тел». Лекции-экскурсии на тему «Традиции Дэрдменда в творчестве Р. Саттара и его соратников-джалилевцев» пройдут в Национальном музее РБ, планируются поездка в Казань, посещение музея Джалиля. Завершится цикл в октябре литературно-музыкальным вечером в уфимском дворце «Нефтяник» с участием выдающихся деятелей культуры республики. На праздник приедут гости из Казани: известные поэты и артисты.

Проект организуется в рамках договора о дружбе, сотрудничестве и культурных связях между Башкортостаном и Татарстаном.

— А как будет отмечаться юбилей на родине Рахима Саттара — в Чишминском районе?

— Здесь запланированы встречи с гостями из Уфы и Казани, родственниками Саттара в поселке Чишмы, в селе Нижнее Хазятово, а также открытие мемориальной доски в Чишмах на улице, носящей имя поэта. Мы должны помнить о своих славных земляках, в числе которых — поэт-герой Рахим Саттар.
Факты
  • Настоящее имя поэта Абдрахим Сулейманович Абдулсаттаров.
  • В конце 30-х годов он работал в Казани в газете «Красная молодежь» ответственным секретарем.
  • Саттар участвовал в советско-финляндской войне.
  • Его произведения, переведенные на русский язык, опубликованы в книге «Три поэта-воина».
  • Псевдоним как нельзя лучше характеризует его как человека: Рахим в переводе с арабского — милостивый, сострадательный.
Читайте нас: