Все новости
Cоциум
13 Сентября 2012, 19:24

Страдания «потёмкинских» деревень

Пригородные поселения Шамонино, Дорогино и Жуково хотели сделать образцовыми, но получилось как всегда

Новоселы
Новоселы
Незваный гость хуже журналиста
Придется переиначить известную поговорку. А что может быть хуже журналиста? Только два журналиста. Такой грустный юмор навеяли первые же встречи в новой деревне Жуково. Кстати, у каждой из трех деревень есть «тезки». Поэтому делят их на новые и старые. К старым претензий нет: к прессе там отношение обычное, с интересом. В новых же нас не жалуют, от разговоров уклоняются: словом, непробиваемая, вязкая, как говорят в футболе о защите, стена молчания, завеса секретности. Бывало, и сбегали от газетчиков. В чем дело? На этот вопрос мы попробуем все-таки ответить чуть ниже.

Дом с огромной вывеской «штаб» в новом Жуково закрыт. Мост к нему через траншею шаткий, в две сколоченные доски. Пока читаем объявления об услугах электромонтеров, газовиков, ассенизаторов, подходит воинственный молодой человек и требует наши документы. Разговор складывается по знакомой схеме: а ты кто такой? Наконец, он признается — сторож Рустем. По «мобиле» начинает искать работников штаба.
На соседней улице у магазинчика «Азык-тулек», размещающемся в вагончике (стационарных торговых точек в Жуково нет), обедают в салоне «Газели» полицейские из дежурной части Уфимского района. У ног их лежит собака с умными глазами, скоро ей предстоит непростая работа по выходу на след реальных преступников. Дело в том, что накануне, вероятно ночью, в одном из недостроенных коттеджей лихие люди разбили на первом этаже стеклопакет и унесли со второго пластиковые окна. Полицейские, услышав, что мы из газеты, вообще отказались от общения. Даже имен и должностей своих называть не стали. То ли миссия секретная, то ли ребята застенчивые. «Без разрешения начальства не можем», — признались офицеры.

Как потом рассказывали жители Жуково, кражи стройматериалов, окон, сантехники случаются периодически. Входит ли в обязанности сторожа Рустема охранять другие дома, кроме штаба, осталось невыясненным, так как молодой человек от общения, как и полицейские, отказался.

Очевидно, что лица «при исполнении» не справляются с проблемами, которые сопровождают здешних жителей 24 часа в сутки. Только две улицы заасфальтированы, остальные — как после бомбежки, разбиты, в дождь не проехать. Нет детсада, школы, не вывозится мусор, да еще и по ночам воруют. Предавать гласности все неурядицы ответственные за порядок не хотят. В противовес жителям, брошенным на произвол судьбы.

— Живем здесь с женой всего две недели, — рассказывает Борис Шахман, владелец небольшого дома в 72 «квадрата» по улице Ольховой. — Продали «двушку» в Сипайлово и купили этот дом за 2,9 млн рублей. Участок 12 соток, земля плодородная, вон какая хорошая морковь у бывших хозяев уродилась. Однако дом надо доделывать, вот бетонирую отмостки вокруг цоколя. Нередко отключается электричество, нет контейнеров для мусора. С соседями сложились по две тысячи рублей на щебенку, чтобы по улице можно было ездить.

Борис Шахман работает мотористом в УПАП-4. Его сосед Ринат Валеев — проектировщик, жена Ирина — медсестра, пока сидит дома с трехлетним Артуром. Валеевы жилье построили по известной программе «Свой дом». Как молодой семье землю им дали бесплатно, выделили льготный кредит — 300 тыс. рублей на пять лет под
8 процентов годовых. До этого снимали в Уфе квартиру. Заселились в новый дом в октябре прошлого года. Внутреннюю отделку полностью сделали сами. Коммуникации брали «с боем»: газ новожуковцам провели только после объявления ими о созыве митинга перед Домом профсоюзов. В этом году опять решились на митинг с требованием прокладки дорог, строительства детсада и школы.

— Детсад вроде бы начали закладывать, — размышляет вслух Ирина Валеева, вынужденная не работать из-за маленького ребенка. — Но что-то медленно строят. Говорят, финансирования нет, хотя обещали сдать к концу года.

Проект Жуково рассчитан на 814 домов, из них сегодня в разной степени готовности находятся 795, а проживают здесь всего 200 семей. Остальные селиться не спешат, так как нет объектов инфраструктуры, из 25 км улиц заасфальтировано всего 2,5 км.
В Шамонино Путин не приехал

Несколько лет назад в только нарождающееся Шамонино, как тогда его называли, деревню XXI века, должен был нанести визит Владимир Путин. Прежнее руководство республики намеревалось ошеломить первое лицо страны размахом строительства индивидуального жилья в пригороде столицы. Красивый ландшафт, небольшие озерца вокруг, холм для обзора, прямые улицы с новенькими домиками в восьми архитектурных вариантах: из керамзитоблоков, кирпичей, блоков «бессер», бруса, рубленого бревна, оцилиндрованной сосны. Сделали дорожную насыпь, провели газо- и водопровод, электричество. Из 1 тыс. 150 домов к тому моменту было построено более 800.

Владимир Путин не приехал. Руководство республики сменилось. Директор Управления малоэтажного строительства, говорят, распрощался с Башкортостаном. Шамонино осталось без дорог. Вся эта помпа и пафос вокруг «деревни XXI века» напоминает историю с потемкинскими деревнями. В 1787 году фаворит царицы князь Потемкин возвел по маршруту передвижения Екатерины II бутафорские поселения с раскрашенными фасадами. Чего не сделаешь ради возлюбленной! Но гражданам-то Потемкин обещаний не раздавал.

Проект трех современных деревень — Жуково, Шамонино, Дорогино, в общей сложности на 2 тыс. 658 домов, в принципе, можно считать, реализовался, хотя их жителей не минули страдания, связанные с показушным размахом, излишним желанием чиновников выслужиться перед вышестоящим руководством. Ведь ничто не мешает строить подобные поселки и впредь, но только планомерно, комплексно, ставя во главу угла интересы простых граждан.

Пока деревни ничейные

Сегодня новоселы этих деревень, в основном работники бюджетных учреждений, не могут получить регистрацию — им в этом отказывают. Деревни до сих пор не значатся в Уфимском районе, так как не приняты на баланс муниципалитета.

А с 10 июля «образцовые» населенные пункты остались без управляющей компании, ответственной за эксплуатацию водопровода, уборку территории, вывоз мусора. Прежняя, ООО «Мой дом», с которой Управление малоэтажного строительства совместно с собственниками коттеджей подписали договор по обслуживанию сетей, вдруг отказалась от своих обязательств. На днях нашли другую компанию в лице ООО «Универсал».
— Мы коммерческая организация и будем заниматься только вопросами водоснабжения, — внес уточнение начальник участка «Универсала» Юлай Максютов. — Вывоз мусора не за нами.

Вот как комментирует неопределенность со статусом деревень заместитель главы администрации Уфимского района Гафур Кульмурзин:
— Невзирая на неготовность коммуникаций и отсутствие самих объектов в реестре муниципальной собственности, администрации сельских поселений района начали частичную регистрацию проживающих. В первую очередь идем навстречу многодетным семьям, тем, кому негде больше жить. Зарегистрировавшись, они с полным основанием начинают требовать хороших дорог, бесперебойной работы коммуникаций. Жители правы. Однако у администрации района нет оснований и полномочий заключать договора с управляющими компаниями по обслуживанию не существующих на балансе объектов.
Как сообщил Кульмурзин, в этих деревнях начата работа по техосмотру водопроводов. Выяснилось, что в Дорогино давление воды на входе в населенный пункт слабое, оно может обеспечивать только 25 процентов от потребности. То есть большинство жителей останется без воды. Примерно такая же картина в Жуково: суточную норму водопотребления в 250 литров на человека проектная система обеспечивать не сможет.

Управление малоэтажного строительства — заказчик строительства поселков — для завершения всех объектов попросило заложить в Республиканскую адресную инвестиционную программу на этот год 1 млрд 830 млн рублей, но получило только 130 млн.
Читайте нас: