«Ласкаво просимо» — надпись на баннере при въезде в Казанку. Наверное, так приглашали гостей в хату и более века назад. Сейчас трудно детально восстановить события тех далеких лет, но сохранились воспоминания старожилов об основании деревни. Тысячи людей из Украины на повозках, пешком, по железной дороге отправлялись на восток России, в Приуралье в поисках свободной дешевой земли и надежде на лучшую жизнь. Везли даже с собой древесную золу, чтобы быстрее обжиться на новом месте. Природно-климатические условия Альшеевской волости напомнили переселенцам родные края — привольные степи, живописные луга и перелески, извилистые речки. Решено было обосноваться здесь. В одно из воскресений состоялся деревенский сход, этот день совпал с праздником Казанской иконы Божьей Матери. В честь нее и назвали село — Казанка. Постепенно построили маслобойку, водяную мельницу, разбили сады. До войны казанцы обеспечивали огурцами, капустой и яблоками всю округу.
С этими бесхитростными рассказами местных жителей, бережно сохраненными потомками, можно ознакомиться в книге, которую подготовили научные сотрудники Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова (директор вуза — Василий Бабенко). В нее вошли материалы историко-этнографической экспедиции по населенным пунктам Альшеевского района, основанным украинскими переселенцами. Сегодня многие интересуются своими истоками, поэтому неудивительно, что издание пользовалось спросом на празднике.
Его участники возложили цветы к памятнику воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне. Двести человек ушло на фронт из Казанки — вернулось только 96. Состоялись также закладка камня под часовню и освящение места. Раньше в селе была церковь, но в двадцатые годы ее разрушили. Генеральный консул консульства Украины в Нижнем Новгороде Игорь Мельничук передал в дар икону Казанской Божьей Матери и рушник.
Настоящее театрализованное представление развернулось на центральной улице села, где сегодня проживает много интернациональных семей. Фольклорные коллективы с задорными украинскими песнями и танцами сопровождали бричку с молодоженами, в пляс мог пуститься любой желающий. Возле дворов, по дороге к Дому культуры — столы с национальными блюдами, к которым приглашали гостей. А когда в ярмарочном ряду разыграли потешную сценку «Как жена мужа продавала», в какой-то момент даже показалось, что материализовались гоголевские персонажи.
По мнению главы администрации Альшеевского района Дамира Мустафина, трудолюбивый украинский народ пришел на башкирскую землю не только со своей самобытностью, но и культурой. Свое духовное наследие казанцы передают из поколения в поколение. Яркое подтверждение тому — фольклорный ансамбль «Чаровницы».
У истоков его создания стояли Полина Смальченко, Татьяна Гольник, Галина Швайко и Любовь Божко. В клубе в то время не было аккомпаниатора, и на концертах выручало акапельное пение бабушек, которые зачастую собирались на посиделках и пели старинные обрядовые украинские песни: их они слышали от своих родителей. Обращались и к свадебным песням. Успех не заставил себя ждать: уже через два года после своего образования фольклорный коллектив стал лауреатом республиканского конкурса «Жемчужина народного творчества».
За 30-летнее существование народный ансамбль обновлялся трижды. Самой старшей участнице нынешнего состава «Чаровниц» Марии Божко — 82 года, она выезжает на все мероприятия. Благодаря ее уникальной памяти полностью восстановили обряд выкупа невесты, колядки. За истинную любовь к песне, за сохранение традиций и обычаев министерство культуры и туризма Украины наградило Божко грамотой. К слову, восемь человек из коллектива имеют к семье Марии Васильевны самое непосредственное отношение — это сын, сноха, две дочери, зять, внук и внучки. Настоящая певческая династия, налицо преемственность поколений. Альшеевцы гордятся, что у них есть такой ансамбль, участники которого сохраняют аутентичное пение своих предков.
После праздничного мероприятия разговорились с несколькими женщинами, в числе которых доярка Людмила Божко. На празднике глава района вручил ей и другим сельчанам почетную грамоту за добросовестный труд. Жительницы Казанки посетовали на то, что в селе нет школы и детсада. Учеников возят в Раевку на автобусе. Мамы переживают за детей, идущих нынче в первый класс: как они там будут без пригляда. Особенно не знают, как быть с дошколятами, которых негде пристраивать, не у всех есть бабушки.
«РБ» обратилась за разъяснением к заместителю главы администрации района Закуану Ахметову:
— Этот вопрос нам известен. В свое время детсад и школу закрыли из-за малочисленности детей. Родители тогда решили, что ученикам лучше ездить в Раевку, хотя им предлагали оставить в селе начальную школу. Сейчас ситуация в Казанке улучшается, и вновь возникла надобность в садике. Но чтобы его открыть, нужно время. Старому зданию школы, которое можно приспособить для дошкольного учреждения, требуется капитальный ремонт, а лучше построить новое. Вопрос нужно изучить со всех сторон, необходимо подготовить проектно-сметную документацию. Решать проблему будем.
- Первые украинцы появились на башкирских землях в первой четверти XVII века. Это были казаки (черкасы), прибывшие сюда в составе боярских свит для несения военной службы и охраны Уфимской крепости.
- После отмены крепостного права в 1861 году начинается волна переселенческого движения, связанная с массовым обезземеливанием крестьян в Украине.
- В конце XIX века на альшеевской земле появились наиболее ранние поселения украинских крестьян — Казанка, Писаревка, Новоконстантиновка, Байдаковка, Тавричанка и другие.
- Еще одним мощным импульсом в активизации переселенцев стала Столыпинская аграрная реформа 1906 — 1916 годов, предполагавшая трансформацию сельской общины и переход земли в частную собственность.
- Во второй половине XIX — начале XX века общая численность переселенцев на Южный Урал (Башкирия, Оренбуржье) превышала 40 тысяч человек.
|
Олеся впитала народные песни с молоком матери.
Хороший гость всегда к столу.