Все новости
Cоциум
3 Августа 2012, 16:05

С чего начиналась демократия?

Итоги первых муниципальных выборов в городах Башкирии

Председатель Уфимской думы Александр Цюрупа.
Председатель Уфимской думы Александр Цюрупа.
Прежде чем приступить ко второй части очерка о муниципальных выборах в городах Башкирии в 1917 году, следует рассмотреть вопрос, злободневный и в наши дни, — о чистоте выборов.
В 1917 году, как и ранее, не все граждане, достигшие 20 лет, имели на руках какие-либо документы, подтверждающие их личность. Женщины вообще таких документов не имели, а что касается паспортов (в то время — паспортная книжка без фотографии ее владельца), то в Уфе их могли иметь вдовы, владевшие по наследству солидным состоянием или недвижимостью. При голосовании все строилось на доверии к личности избирателя, и можно утверждать, что в то время вряд ли кто передавал свою избирательную карточку другому лицу.

Вторая сторона, когда мы говорим о чистоте выборов 1917 года, более серьезная. Мое личное мнение, к которому, думаю, присоединятся и читатели, знакомые с первой статьей, — выборы все же были не совсем чистые.

Еще до выборов уфимские кадеты заявили протест на практику, когда по избирателям стали разносить конверты с вложенными в них избирательными записками, на которых только на пишущей машинке можно было отпечатать номер того или иного списка. Городская избирательная комиссия протест отклонила, ссылаясь на разъяснение Временного правительства. Конечно, избиратель имел полное право, придя голосовать, потребовать чистый листок и заполнить его по своему усмотрению (избирательные листки и конверты были отмечены печатью городской управы). На практике же, вне всякого сомнения, часть избирателей могла слепо довериться тому, что ей вручили с заполненной запиской, то есть здесь мы имеем явное давление на волеизъявление гражданина. Думаю, не будь этого допущения в предвыборной практике, то результаты голосования были бы несколько иными, а абсолютная победа социалистического блока не столь внушительна.

Итоги голосования в Уфимскую городскую думу были опубликованы 12 июля 1917 года. В выборах приняло участие (было признано действительными) 28170 записок, что составило 60 процентов избирателей.

Огромный интерес представляют результаты первых муниципальных выборов. За объединенный блок социал-демократов, в котором были представлены большевики, меньшевики и социалисты-революционеры было отдано 20,4 тыс. голосов. За кадетов проголосовало 2,97 тыс. избирателей, список мусульман получил 2,6 тыс. голосов, а домовладельцы собрали 1 тысячу голосов своих приверженцев. Пропорционально полученным голосам распределилось и число гласных. Социал-демократы получили 71 место, кадеты — 13, мусульмане — 9.

Представляет интерес и состав гласных, прошедших по социалистическому списку: 19 рабочих, 43 служащих, 6 солдат и 3 офицера. По партийной принадлежности: 22 большевика, 11 меньшевиков, 3 бундовца и 35 эсеров (левых и правых). Среди гласных думы было немало деятелей, которые оставили свой след в истории Уфы как 1917 года, так и последующих лет. Это большевики А. Цюрупа, А. Свидерский, Н. Брюханов, П. Зенцов, Э. Кадомцев, меньшевик И. Ахтямов, правый эсер В. Гиневский, левые эсеры И. Штейнберг, Галимджан Ибрагимов, Шариф Сюнчелей, беспартийный Закир Шакиров.
Впервые в состав городской думы были избраны женщины. Это левые эсерки Мария Витрищак (учительница, дочь хуторянина из-под Чишмов), Абруй Сайфи (учительница, жена поэта и преподавателя медресе «Галия»), члены партий большевиков Лидия Байкова и меньшевиков Елена Плаксина (обе учительницы) и прошедшая по списку кадетов графиня Екатерина Толстая.

Говоря о графине Е. А. Толстой, автор счел возможным прервать основную нить изложения. В последнее время среди общественности Уфы обсуждается вопрос о судьбе дома по улице Цюрупа, 52, принадлежавшего до революции разбогатевшему крестьянину и известному не только в Уфе подрядчику Кузякину (до сих пор село Месягутово украшает построенное им в 1910 году здание бывшей женской прогимназии). В 1917 году в этом доме (Телеграфная, 52) снимали квартиру граф П. П. Толстой и графиня Е. А. Толстая. Следует также отметить, что сам Кузякин связи с родиной — селом Озерское (Дуванский район) не порвал, т. е. не вышел из сельской общины и имел по данным учетной карточки Всероссийской переписи 1917 г. крепкое хозяйство. При голосовании в думу Кузякин мог предъявить два документа, без которых он в Уфе не мог проживать и заниматься подрядами: вид на жительство, выданный ему на родине, и промысловое свидетельство.

В состоявшихся выборах в других городах Башкирии среди гласных дум так или иначе превалировали представители левых политических течений, прежде всего эсеров. В Бирске на выборах участвовало 7 избирательных списков, в том числе социалистический список социал-демократов, эсеров, союза рабочих и военнослужащих, получивший 8 мест в думе, а также список беспартийной группы мещан и крестьян, получивший 5 мест.

В Стерлитамаке избирателям пришлось выбирать думу из избирательных списков. Здесь участвовало в голосовании 6 тысяч человек. Победу одержал список трудового блока (эсеры, социал-демократы, совет рабочих и солдатских депутатов, трудовая интеллигенция), получивший 13 мест в думе. Далее следовали следующие списки: мусульманского бюро (8 мест), домовладельцев, промышленников и кадетов (7 мест), по два места получили списки мусульман-домовладельцев и домовладельцев Стрелкового выселка и одно место — женский союз (единственная женщина-гласная Штамберг). Председателем думы стал левый эсер В. Прозоровский, юрисконсульт уездного земства, а городским головой — широко известный в городе провизор А. Лебедьков (беспартийный).

В Белебее кандидаты выдвигались по 11 спискам, однако гласные были избраны лишь по 8 из них. Список мусульман получил 9 мест, союза домовладельцев — 6 мест, по 4 места завоевали три списка — партия народных социалистов, эсеров и социал-демократов, по два места досталось кандидатам списка кадетов и трудовой интеллигенции. В результате объединения гласных от мусульман и эсеров, во главе местной Думы стал эсер Г. Еникеев.

Если в Стерлитамаке и в других уездных городах думы перешли под контроль сил, которые испытывали влияние эсеров, а роль большевиков была минимальной, то в Уфе положение было гораздо сложнее. Председателем думы в Уфе избирается большевик А. Цюрупа, деятель достаточно либеральный и влиятельный, возглавивший после свержения царизма губернскую продуправу. Его заместителем становится военврач эсер М. Лебединский, которого, однако, вскоре заменил большевик Н. Брюханов.

Городскую управу (исполнительный орган думы) возглавил новый городской голова левый эсер А. Бриллиантов (его затем в качестве и. о. заменил земский служащий правый эсер В. Гиневский).

Интересный факт: членами управы были избраны двое рабочих — слесари большевик Ф. Першин из железнодорожных мастерских и правый эсер А. Шеломенцев, работавший на снарядном заводе.
Председатель Стерлитамакской думы Василий Прозоровский.
Читайте нас: