«На бюджет можете не рассчитывать», — заявил глава столичной мэрии Ирек Ялалов представителям общественного движения «Архзащита Уфы» во время «круглого стола», посвященного проблеме сохранения исторического наследия. «Отреставрируем мы один-два объекта, а дальше что? Нужна система», — подчеркнул градоначальник и сообщил, что концептуальное решение на уровне города принято: памятники архитектуры будут продавать бизнесменам, представителям общественных движений, возможно, творческой среды.
«Законсервировать» историю?
В качестве одного из конкретных примеров Ирек Ялалов привел снесенный в 2006 году дом купцов Бушмариных, который находился на пересечении улиц Ленина и Кирова (кстати, бывшие его владельцы были социально ответственными предпринимателями — часть дома занимала находившаяся на их содержании художественная школа). Так вот, здание будет восстановлено: Сбербанк хочет сделать там свой центральный офис.
Вот только готов ли бизнес к такому решению вопроса? Не секрет, что социальной ответственностью наши предприниматели в большинстве своем не отличаются. По мнению координатора движения «Архзащита Уфы» Владимира Захарова, некий «психологический рубикон» был пройден в 2002 году, когда властями был снесен целый музейный комплекс, «ленинский мемориал»:
— Бизнесу показали, что история для нас ничто: можно разрушать, сносить здания, под видом музея деревянного зодчества их разбирать. Нужно менять градостроительную политику: не просто наносить точечные удары, например, реконструировать кузякинские дома, а менять отношение власти, бизнеса к памятникам архитектуры, создать программу, где четко будет сказано, что нельзя делать точечную застройку.
Известный блогер и общественник выразил коллективное мнение «Архзащиты Уфы»: необходимо «законсервировать» историю. «Мы предлагаем расширить охранную зону, включив в нее часть кварталов улиц Цюрупы, Коммунистической, Карла Маркса, Гафури, — реконструировать и облагородить стоящие там старые здания», — заключил Владимир Захаров.
С этим не согласился начальник главного управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы Ильдар Ибрагимов:
— Заброшенные памятники, у которых нет смысловой функциональной нагрузки, — это большая проблема. Просто «консервировать» их было бы неправильно. Надо проработать механизм передачи этих зданий конкретному хозяину, в качестве которого может выступать крупная организация. Еще один серьезный вопрос — памятники деревянного зодчества: как с ними быть? Все-таки Уфа — это столица, мегаполис, а в центре — деревянные строения… У нас есть рьяные защитники, которые считают, что их непременно нужно сохранить. Но никто не знает — как. Даже если их перепрофилировать, это практически невозможно. Надо думать…
По словам начальника отдела по охране культурного наследия министерства культуры республики Шарифуллы Шарипова, из всего вышесказанного вытекает еще одна проблема — расселение жильцов, живущих в старых зданиях. «Все существующие сегодня программы по расселению имеют обязательное условие — снос ветхого жилья», — отметил он, и этот факт идет вразрез с необходимостью сохранения архитектурных памятников. В Уфе немало выявленных, но не включенных в единый реестр зданий, представляющих историческую ценность. В первую очередь это дома, построенные в 30 — 50-е годы: у жильцов начинают отваливаться балконы, постоянно возникают проблемы с перепланировкой и прочее. «Если жестко следовать закону, там ничего современного делать нельзя, надо приводить эти здания в соответствие с тем видом, который они имели в 50-е годы», — считает Шарифулла Шарипов.
Если даже просто реконструировать жилой фонд, не расселяя граждан (это 391 дом), то на ремонт «из расчета 25 тыс. рублей на квадрат потребуется 1,5 млрд рублей», — сообщил замглавы администрации Уфы Азамат Сагитов. Если же учитывать нормы, необходимые при реставрации памятников архитектуры, то цифру смело можно умножать на два — поскольку материалы должны быть такими же, какие использовались в свое время при строительстве.
— В муниципальной собственности сегодня 26 объектов нежилого фонда, часть из них продается. Было еще семь, они уже проданы в частные руки с торгов с обременением — то есть раз это памятник архитектуры, собственник обязан его отреставрировать, — рассказал Азамат Сагитов.
Если проследить судьбу этих строений, то можно увидеть, что двухэтажный дом по улице Зенцова, 38, проданный три года назад, как стоял, так и стоит — хозяин в его ремонт не вкладывается, сообщил заместитель главы. Та же ситуация со зданиями 37 — 39 по улице Коммунистической.
— Такое ощущение, что владельцы сидят и ждут — когда можно будет выгодно перепродать их с утроенной наценкой. Культуры возрождения памятников архитектуры у наших бизнесменов мы пока не видим, — вернулся к проблеме безнравственности современных предпринимателей Азамат Сагитов. — Самое печальное, что по закону мы не можем отнять у них эту собственность только потому, что они не реставрируют здания.
Выход вице-мэр видит в том, чтобы принять закон, по которому бизнесмен получает старинное здание в аренду на длительный срок: на период реставрации плата будет высокой, а как только ремонт заканчивается, владелец начинает платить, условно говоря, один рубль (на Западе подобная практика называется «принцип одного евро»). Поэтому собственнику выгодно как можно быстрее отремонтировать здание.
В водонапорной башне будет музей
Старая застройка занимает в Уфе всего 5 процентов, но эта скромная по площади часть, именуемая архитектурным наследием, регулярно становится объектом дискуссий городских, республиканских властей и активистов-общественников. В июне Ирек Ялалов присутствовал на обсуждении фильма «Восхождение Романовых. Уфимский след», во время которого возник диалог с горожанами о путях сохранения архитектурного наследия Уфы. Тогда же зашла речь о создании общественного совета в этой сфере. И прошедший на днях в здании Главархитектуры города «круглый стол» стал его первым заседанием.
Ирек Ялалов рассказал о некоторых планах по сохранению памятников зодчества: например, водонапорная башня перед скульптурой Салавата Юлаева станет музеем водопровода. Поручение спроектировать музей уже отдано «Водоканалу». Любимый многими горожанами парк Аксакова будет максимально восстановлен и сохранен, несмотря на поступающие от бизнесменов заманчивые предложения. Музей города (напомним, своего музея нет только у Уфы) расположится, вероятнее всего, в трех пресловутых Кузякинских домах, стоящих на «красной» линии — перекрестке улиц Цюрупы и Чернышевского. На вопрос о казармах напротив Дома профсоюзов мэр ответил, что они расположены на федеральной земле, на которую не распространяется юрисдикция городской власти (оказывается, на карте Уфе много таких вкраплений). Однако начальник отдела по охране культурного наследия министерства культуры республики Шарифулла Шарипов подчеркнул, что снести их никто не позволит.
До начала «круглого стола» здесь же, в здании Главархитектуры Уфы, градостроительный совет рассмотрел проекты новых гостиничных комплексов. Власти города озаботились тем, что в Уфе очень мало качественного номерного фонда и не представлены гостиничные операторы международного уровня. Что негативно сказывается на имидже столицы и препятствует проведению в республике масштабных мероприятий федерального и международного значений.
Для возведения гостиниц определили две площадки: одна — на берегу Белой, возле памятника Салавату Юлаеву, Конгресс-холла и Башгосуниверситета, вторая — на территории, примыкающей к Гостиному двору. Разработанные проекты имеют ряд существенных недоработок: в частности, проект многофункционального комплекса на территории Гостиного двора не учитывает проблему нехватки парковочных мест, а проект гостиничного комплекса на берегу Белой не предусматривает создания условий для прогулок горожан.
— Новые гостиничные комплексы должны не только выполнять прямое функциональное назначение, но являться украшением города, благоустроенным и удобным местом для прогулок, — подчеркнул Ирек Ялалов.
|