Все новости
Cоциум
25 Июля 2012, 15:58

«Чёрные» списки расчистят небо?

Новый закон может объявить бойкот воздушным хулиганам

Самых буйных пассажиров на борт не пустят?
Самых буйных пассажиров на борт не пустят?
Не так давно в нашей газете было опубликовано обсуждение инцидента, который случился в аэропорту города Барселоны на борту самолета «Боинг-757» авиакомпании «Башкортостан». Тогда группа изрядно подвыпивших пассажиров попыталась выразить недоверие командиру экипажа и, наскандалившись вволю, демонстративно покинула самолет. Самое интересное, что сама зачинщица истории благополучно улетела. Тогда вряд ли кто задумался всерьез, в каком психологическом состоянии вынуждены были управлять «Боингом» пилоты и с каким настроением совершали воздушное путешествие пассажиры, многие из которых летать панически боялись и без нагнетания страстей.
В другой раз один из членов экипажа вынужден был весь полет сидеть на корточках, перед напившимся в хлам гражданином и уговаривать его отказаться от безумной затеи выйти на высоте десять тысяч метров через аварийный выход покурить. Любитель куража вообще не способен был уяснить, где находится. И пророком быть не надо, чтобы понимать, чем чревата пьяная бравада для безопасности полетов.

Подобные случаи весьма нередки. Но, к счастью, они редко печально заканчиваются. Как, например, катастрофа самолета, в которой оказался виноват мальчик, которому позволили порулить. Она, конечно, впечатлила, но если и научила — то мало чему.

И потому министерство транспорта Российской Федерации поддержало предложенный законопроект о «черных» списках авиапассажиров. В соответствии с ним авиакомпании получат право не продавать билеты таким клиентам на протяжении пяти лет. Минтрас считает, что «в последние годы значительно увеличилось количество инцидентов, связанных с недисциплинированным поведением пассажиров». И, действительно, стало уже в порядке вещей распитие спиртных напитков во время перелетов (как будто самолет — это не общественное место!). Любители опрокинуть чарочку-другую, едва оторвавшись от земли, оправдывают это тем, что на трезвую голову летать им очень страшно.

Разумеется, «черные» списки вряд ли смогут стать панацеей в деле эффективной борьбы за безопасность полетов, однако значительно приструнить любителей похулиганить — способны наверняка.

У многих авиакомпаний есть на примете свои дебоширы. Однако по закону никто не имеет права отказывать пассажирам в перевозке на основе того, что они будут значиться в этих самых «черных» списках. Кстати, зарубежные авиаперевозчики не церемонятся с гражданами, которые неоднократно были замечены в нарушении правил поведения. Они не только публикуют на своих сайтах имена и фамилии провинившихся клиентов, но и впоследствии отказывают им в обслуживании.

Убеждая в необходимости наказания воздушных хулиганов, авторы законопроекта предлагают при разработке деталей опираться на рекомендации Международной организации гражданской авиации. Поправки в Воздушный кодекс Госдума планирует рассмотреть уже в сентябре этого года.

Вместе с тем появились желающие создать «черные» списки пилотов, которые были замечены в нарушениях должностных инструкций. Однако это вряд ли сможет кардинально повлиять на их поведение. При наличии дефицита летного состава нет гарантии того, что нерадивый пилот будет долго горевать и каяться в содеянном на земле: кто-то должен водить самолеты.

И еще: раз имеется намерение вести учет тех пассажиров и пилотов, которые недостойно ведут себя в воздухе, стало быть, есть и нужда выдавать «черную метку» и авиакомпаниям, которые чаще других нарушают права пассажиров, воруя у них личное время из-за задержек рейсов, да и собственных работников обижают, например, задерживая выплату зарплаты.

Кроме того, такой момент напрашивается на разъяснение. Чаще всего дебоши и конфликты разного рода случаются «по пьяной лавочке». С собой спиртное на самолет не пронесет даже самый отъявленный в этом деле «контрабандист» — супербдительные работники аэропортов конфискуют даже «шкалик», заныканный в футляр фотоаппарата. Вот только не выбросят (как в европейских портах), а отложат на конец рабочей смены — пригубить с устатку. Зато в дьюти-фри гулять можно до упаду. И приобрести с собой столько, сколько вполне достаточно для умопомрачительного времяпрепровождения. А на некоторых линиях спиртное прилагается к обеду. Правда, совсем небольшая доза, но для россиян-то ведь известно: лиха беда начало. Дальше в ход идут припасы из дьюти-фри. Затем события развиваются по известному сценарию: «пока коту Ваське морду не набью — спать не лягу». И хорошо, если в роли Васьки окажется сотрапезник или сосед по креслу, а не командир экипажа и не пилот.

Словом, проблема есть и требует неотлагательного решения. Вот только хочется, чтобы решалась она не с шашкой наголо, а обстоятельно и комплексно, с учетом всех существенных деталей. И чтобы не получилось так, что благодаря закону, радеющему о безопасности полетов, у нас за бортом оказалось полстраны.
БЛИЦ-ОПРОС

Как вам нравится идея создания «чёрных» списков?

Ришат Валиахметов, заместитель гендиректора авиакомпании «Башкортостан»:

— Я — за! Но вопрос надо решать не только в сфере авиации. Это актуально для всей транспортной инфраструктуры. Хотя в поезде проще — можно на станции снять человека, который себя неадекватно ведет. Надо подумать и о том, чтобы не было возможности проникнуть в самолет не только у террориста, но и у психически больного человека. Не так давно наш борт выполнял рейс Москва — Анталия, один пассажир пытался иллюминатор порушить, это ведь не шутки! Бортпроводники у нас — не шварценеггеры, чтобы во время полета еще и с бандитами сражаться. Хорошо, что этот вопрос пытаются решить на уровне государства.

Рустэм Тихановский, штурман с тридцатилетним стажем:

— Чего только мы не насмотрелись во время рейсов. Особенно в начале девяностых годов. Дрались, кресла выворачивали. Тогда не только отдельные пассажиры — целые семьи пьянствовали. Однажды две бандитские группировки так схлестнулись, что несколько рядов пассажирских мест выдрали с корнем. Хорошо третья банда вмешалась, успокоила и тех, и других. Милицию же на борт не вызовешь!

Бывало и в пилотскую кабину пытались прорваться. И ничего им за это не было. А так, если одному любителю покуражиться запретят летать самолетами — другой задумается: стоит ли такому подражать.

Александр Лобанов, экономист:

— Все это правильно. Однако имеется опасение, что «черный» список может стать орудием сведения счетов с наиболее требовательными пассажирами или с неугодными пилотами. Механизм внедрения закона должен быть четким и максимально объективным.

Рустэм Файзуллин, турист:

— Мы обычно отправляемся на отдых с детьми. И хотя сами не убежденные трезвенники, но все равно неприятно, что путешествие к морю начинается с алкогольных ингаляций, в самолете не продохнуть. Стыдно перед иностранцами за тех своих соотечественников, которые «лыка не вяжут» и передвигаться без посторонней помощи могут с великим трудом. Пусть такие побудут какое-то время невыездными или попробуют под стук колес добраться до Канарских островов, к примеру. Может, тогда сделают соответствующие выводы?!
Читайте нас: