Все новости
Cоциум
18 Июля 2012, 04:13

Он верил, что его найдут

На родине, в Архангельском районе, захоронены останки солдата, считавшегося без вести пропавшим

Останки солдат передаются родственникам (Калужская область).
Останки солдат передаются родственникам (Калужская область).
Студеным январским утром 1942 года Фахретдин Салаватов, 44-летний житель деревни Узунларово Архангельского района, уходил на фронт. Отец и опора семейства покидал беременную жену и шестерых детей, крепко обняв их на прощанье...
С того дня он смотрел на родных с фотокарточки на стене. Бравый солдат в пилотке будто успокаивал их — вернулся же с войны гражданской. Но уже 1 мая 1942-го в боях под Калугой Фахретдин погиб. Он остался на поле боя, но в неразберихе того времени не был включен ни в один из списков. Извещение о том, что «боец Красной армии Салаватов пропал без вести», жена Байрамбикэ читала рыдая. А через 70 лет грянула весть: двум сыновьям и дочери сообщили, что отец найден. Он не «пропал», а погиб в сражении, отдав жизнь за Победу.

А было так. Летом 2011 года поисковики межрегионального объединения «Возрождение» города Калуги (председатель Сергей Новиков), перекопав в местах ожесточенных боев тысячи кубометров грунта, перемешанного с осколками и неразорвавшимися артиллерийскими снарядами, обнаружили останки более 400 солдат. Только шестерых из них удалось опознать сразу благодаря медальонам. Это редкая находка — многие солдаты, называя медальон «смертным паспортом», из суеверия не заполняли его и оставались навсегда безымянными.

С величайшей осторожностью поисковик с 20-летним стажем, командир входящего в объединение отряда «Пересвет» города Брянска Алексей Бирюков выкрутил плотно завинчивающуюся крышечку и достал листочек с драгоценными строками: «Фахриддин Салаватов, 1898 года рождения, уроженец БАССР». Из Калужской области в Башкирию полетела весточка с просьбой найти родственников солдата, но чиновники ответили: «Родные не найдены». Бирюков не поверил казенной информации, не позволил захоронить останки солдата на калужской земле, а забрал их к себе домой (!) и продолжил поиски.

— В начале июня 2012 года Алексей через интернет вышел на меня, — рассказывает уфимский поисковик Ильдар Гайнанов. — Попросил найти родственников Салаватова, иначе придется похоронить бойца в братской могиле. Уже на следующий день мне удалось найти внука солдата. От него узнал, что живы дочь и сыновья павшего бойца. Я связал родственников с поисковиками, замкнув цепочку в этой истории.

На выделенной администрацией района машине сын солдата Нуриахмет и внук Айрат отправились туда, где держал последний бой их отец и дед. На калужской земле в торжественной обстановке поисковики передали родным останки солдата и медальон.

— Меня поразили эти люди, осознающие долг перед павшими за родину воинами, — говорит Айрат. — История каждого найденного солдата потрясает его родных, но поисковики воспринимают ее еще острее. Спросил, что заставляет их в свое личное время, без достаточного финансирования пропадать в полях и на болотах, рискуя нарваться на неразорвавшийся снаряд или мину. И услышал в ответ: «Кто-то же должен этим заниматься».

На площади перед сельсоветом деревни Узунларово было непривычно людно. 88-летняя дочь солдата Бибирауза, сыновья Миниахмет и Нуриахмет, притихшие детишки на скамеечках — внуки... Кто-то вспомнил не дожившую до этих дней Байрамбикэ, как плакала она над последним письмом Фахретдина: он прощался с ней и детьми, попав в окружение. Видимо, тогда солдат и заполнил медальон — с верой, что его найдут.

Минута молчания... Щемящая боль объединила родных, сельчан, поисковиков, военных. Боль и осознание высшей справедливости — все же вернулся Фахретдин домой. Не остался на чужбине — просто землей, травой, а предан земле по-людски, в родной деревне, со всеми гражданскими и воинскими почестями.

— У меня нет слов, это чудо, — говорит Айрат. — Спасибо поисковикам Брянской и Калужской областей, низкий поклон Алексею Бирюкову, Ильдару Гайнанову, администрации Архангельского района, всем, кто вернул деда.

От поисковиков Башкирии приехали проститься с солдатом Лариса Человенко и Екатерина Мартынова — девушки, благодаря которым возвращены имена многим без вести пропавшим бойцам. Коснувшись руки дочери солдата, в 18 лет провожавшей отца на фронт, Лариса не смогла сдержать слез:

— Мой дед воевал в тех краях и тогда же пропал без вести. Может быть, он шел с вашим отцом в последнюю атаку. Я очень рада за вас, ведь моя мама так и не дождалась своего отца.

— Мы имеем возможность захоронить солдата, вернувшегося через 70 лет домой, — подчеркнул начальник отдела Военного комиссариата по Кармаскалинскому и Архангельскому районам Ринат Гималов. — Он честно отдал свой воинский долг Родине. Мы скорбим по миллионам погибших на войне солдат, но в то же время испытываем радость от того, что дети Фахретдина Салаватова обрели своего отца. Он, наконец, нашел покой на своей отчизне. Вечная ему память!

P. S. Сколько безымянных солдат еще лежат на полях былых сражений! Только из Башкирии без вести пропавших — 127 тысяч 100 человек.

Не живые и не павшие,
Не пришедшие с войны,
Просто без вести пропавшие
Сыновья своей страны.
(А. Вулых).

Фахретдин Салаватов. Фото военных лет.

Записка из найденного медальона.
Читайте нас: