Все новости
Cоциум
14 Июля 2012, 05:30

Конец воды?

Главная водная артерия республики превращается в речушку, совершенно непригодную для судоходства

С каждым годом берег все выше и выше.
С каждым годом берег все выше и выше.
Предсказанный индейцами майя конец света оказался на поверку обычной страшилкой для обывателей. А вот реальность: есть угроза потерять нашу Агидель. Сегодня средняя глубина Белой по перекатам, на отрезке от монумента Дружбы до железнодорожного моста, составляет всего 155 сантиметров. Прогноз, который озвучивают специалисты, и вовсе неутешительный. К 16 июля глубина Белой на этом участке уменьшится еще на 5 сантиметров. Напомним, что аналогичная ситуация у нас была в сентябре 2010 года. Тогда, в 2010-м, мы говорили об аномальном обмелении реки, случившемся впервые за 130 лет наблюдений. Нетрудно, наверное, представить, во что она превратится к сентябрю этого года. И если происходящее сегодня еще не экологическая катастрофа, то вполне отчетливый первый ее звонок.
Водный пассажирский транспорт уже фактически стоит на приколе. Большие двухпалубные лайнеры 305-го проекта, отправлявшиеся в прежние годы из Уфы в Казань, Москву, Нижний Новгород, Ярославль, нынче дальше Бирска пройти не могут — слишком опасно. Дело в том, что минимальная глубина, при которой разрешена их эксплуатация, составляет 170 сантиметров. А у нас, повторим, всего 155.

— Только вчера мы отправили группу из ста человек двумя автобусами до Бирска. Там они сядут на теплоход и выйдут в рейс по маршруту. Конечно, для нас это лишние проблемы и лишние затраты, — рассказывает Ольга Сущенко, начальник службы пассажирских перевозок Башкирского речного пароходства. — Но иначе никак. И другие компании, московские и казанские, тоже останавливаются в Бирске. И тоже — автобусами до Уфы, на экскурсию. Иного выхода, чтобы изменить ситуацию, кроме как углублять реку, я не вижу. Но это компетенция правительства, только на государственном уровне должно быть принято это решение. А сегодня мы даже до Золотых песков группы отдыхающих доставить не можем.

— Три недели назад вода была уже на уровне засушливого августа 2010 года. Представляете, что будет дальше? Воды в реке практически нет, — продолжает разговор Альфис Муллагалиев, капитан-механик теплохода «Капитан Исламов». — Два комсостава находятся в рубке теплохода постоянно. Ширина судового хода теперь всего 30 метров. Развернуться на реке практически невозможно. Еще две-три таких навигации — и все, работы для нас здесь не будет.

Но, согласитесь, прогулки на воде — не самое главное в жизни человека. А вот то, что река уже несколько лет не разливалась, не подпитывала свою пойму — это гораздо серьезнее. Во многих водоемах пропала рыба, сюда она заходила в паводок и здесь же нерестилась. Пойменные озера, те что пока не высохли, зацвели еще в июне. Из колодцев и скважин в некоторых районах уходит вода. Специалисты говорят о деформации русел рек, вызванной, отчасти, варварской и бесконтрольной добычей песка и гравия. В водохранилища поступает гораздо меньше воды, чем необходимо для сброса. Когда такое было? Даже глубокие старики не припомнят.

— С 2007 года в республике наблюдается череда маловодий, — продолжает тему заместитель руководителя Камского БВУ, начальник отдела водных ресурсов по Республике Башкортостан Владимир Горячев. — И только благодаря наполнению водохранилищ мы еще как-то держались эти годы. Но сегодня в створе Уфы Белая несет 100 кубических метров воды в секунду. Это в несколько раз меньше, чем нужно! Юмагузинское водохранилище сбрасывает всего от 9 до 11 кубометров воды в секунду, а Нугушское и вовсе — 0,3 кубометра. Такой низкой просадки у нас не было никогда.

И еще одна проблема — качество воды. Никаких санэпидемстанций не требуется, чтобы убедиться в том, что Агидель местами напоминает обычную сточную канаву. Достаточно выйти на берег в районе того же монумента Дружбы и немного принюхаться.

— Да, это так, — подтвердил наши опасения Владимир Горячев. — Недавно с 3-го класса качества мы перешли на 4-й. А 4-й класс, если иметь в виду классификацию качества воды, это не что иное, как «грязная вода».

Так что же нас ждет в самом ближайшем будущем? Однозначного ответа на этот вопрос никто сегодня дать не в состоянии. Но все наши эксперты сходятся в одном — необходимо поднимать уровень воды в Белой. Способы предлагаются разные, но один другого дороже. Да и по срокам, если честно, не все понятно. Даже если прямо сегодня начать чистить русло реки и ее притоки, то сколько времени уйдет на этот процесс? Два года? Три? Пять?

Строить еще одно водохранилище? Или договариваться с Татарстаном и федеральным центром, чтобы поднять уровень Нижнекамского водохранилища? Но тогда с людьми и населенными пунктами, рискующими попасть при этом в зону затопления, также придется решать множество вопросов. А это тоже годы и миллиарды рублей бюджетных денег.

С другой стороны, медлить дальше невозможно. И деньги, какими бы огромными они ни оказались в итоге, правительству надо где-то искать. Других вариантов у нас все равно нет.
Белую необходимо спасать.
Читайте нас: