Спустя сорок лет после того, как Дом печати был сдан в эксплуатацию, в гости к журналистам наведался известный в республике строитель Юрий Яковлевич Бобылев, возводивший наше 10-этажное здание, и, оглядевшись, заметил:
— В хорошем состоянии содержите Дом печати. Молодцы журналисты!
Бобылеву объяснили, что заслуга в этом прежде всего его коллеги — заместителя директора издательства «Башкортостан» по капстроительству Виталия Игоревича Морозова, который, по сути, был смотрителем здания, готовил проектную документацию на реконструкцию или ремонт, контролировал работы и руководил бригадами. Это красивое снаружи здание требовало к себе повышенного внимания, ибо ни по архитектурным, ни по конструктивным характеристикам не соответствовало природно-климатическим условиям местности. Оно не годилось ни для северных, ни для южных окраин России, так себе — неудачный эксперимент какого-то архитектора, увлекавшегося модным одно время сочетанием «стекло плюс бетон».
Виталий Морозов, в котором гармонично сочетаются опыт строителя, природные пунктуальность, аккуратность и унаследованная от отца тяга к творчеству, как нельзя лучше соответствовал своей должности, что Бобылевым и было, по сути, подмечено.
Сегодня Виталий Игоревич приходит в Дом печати как гость, да и то редко: уйдя на заслуженный отдых, переключился на внуков, семейные дела. Коллеги, проработавшие с ним бок о бок десятки лет, с удивлением узнали недавно, что Морозов — сын композитора, лауреата Государственной премии СССР Игоря Владимировича Морозова, автора многих произведений: балета «Доктор Айболит» по сказке Корнея Чуковского, симфонической былины «Ермак», сюиты «Тропой охотника», создателя музыки к кинофильмам «Алые паруса», «Илья Муромец», «Тайна вечной ночи», «Сластена», «Охотничье ружье» и других. В 1939 — 1940 годах заведовал музыкальной частью Московского телецентра, то есть, по сути, стоял у истоков телевещания в стране.
Интересна и материнская линия. Ираида Петровна, в девичестве Морякова, родилась в 1914 году в Уфе. Ее отец — известный революционер. В его честь названа одна из улиц Уфы.
— В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, по решению правительства семьи, имеющие малолетних детей, должны были эвакуироваться. Так я оказался на родине мамы, — вспоминает Виталий Игоревич. — После окончания школы учился а автодорожном техникуме, затем во Всесоюзном институте инженеров железнодорожного транспорта, работал мастером на строительстве жилых домов, детсада, гаража и базы хранения бумаги на станции Уршак и самого газетно-журнального комплекса, известного как Дом печати.
Аккуратность и собранность Морозова не раз выручали администрацию Дома печати в проблемных ситуациях. Особенно, когда проверяющие комиссии наведывались одна за другой. Он мог любую затребованную комиссией «бумагу» извлечь из нужной стопки в любое время суток.
Трудно даже представить, что человек со столь высокой внутренний организацией и самодисциплиной — поклонник джаза! Морозов слушал и коллекционировал записи джазовых исполнителей даже тогда, когда они были под запретом. У него дома хранятся полные альбомы Леонида Утесова, Александра Цфасмана, Александра Варламова, многих других исполнителей.
— Виталий Игоревич, говорят, что джаз любит особая категория людей. Вы, наверное знаете, о ком я говорю? — задаю собеседнику легкий, как мне показалось, вопрос.
— О толстых? — неуверенно спрашивает Морозов, отличавшийся всю жизнь подтянутой и стройной статью.
— Нет. Джаз, по мнению многих, — музыка людей свободных и «хулиганов со знаком плюс», — привожу слова одного из известных телеведущих, — а вы человек железных правил и очень ответственный — это знают все в Доме печати.
— Я строитель. А строительство не прощает расхлябанности, — уверен Виталий Игоревич, и добавляет, сбросив суровую маску: — Другое дело — джазовая импровизация. Она любит раскованность и свободу.
Завтра Морозову исполнится 75, и он обязательно будет слушать импровизации, так как джаз любят люди молодые душой.