Все новости
Cоциум
7 Июля 2012, 04:39

Счастье — не принадлежать себе

По-настоящему богатым человека делают не деньги, а дети

Ну разве не факт, что дети дарят маме молодость и красоту?! Ирина (слева) с дочерью Машей смотрятся как сестры.
Ну разве не факт, что дети дарят маме молодость и красоту?! Ирина (слева) с дочерью Машей смотрятся как сестры.
Ирина зарекалась: двоих, и хватит! Тем более что сама выросла в многодетной семье, где их было четверо, и все — погодки. Однако жизнь внесла свои коррективы. Наверное, свою роль сыграла и наследственность, поскольку бабушка Ирины тоже была многодетной матерью. Да и муж Ильдар Давлятгареев тоже богат на братьев и сестер.

Не раз приходилось сталкиваться с тем, что одни мечтают иметь много детей, но, убедившись на практике, что эта огромная радость дается в обмен на каторжный труд, падают духом и ограничиваются одним, в лучшем случае — двумя обожаемыми чадами. Другие, напротив, иллюзий не питая, дают начало новым жизням не «для чего-то», а просто потому, что «так надо». И не заморачиваются избитой темой «зачем плодить нищету», убеждаясь в действенности поговорки: если Бог дает ребенка, то дает и на ребенка. Правда, не сколько хочется, а столько, сколько нужно. К тому же, как правило, подобные умники считают себя нищими только потому, что сосед напротив живет немного лучше. Зачастую именно «денежные мешки» плодят вокруг самую страшную нищету — духовную. А истинно богатые родители попутно познают другой естественный закон жизни: чем больше детей в семье — тем крепче она становится.

Конечно, не все так легко и просто, как хотелось бы. Дом, в котором живут Давлятгареевы в райцентре Аскино, построен был в пятидесятые годы. Грубовато сколоченные сени с неуклюжими ступенями в наш обласканный уникальными технологиями век смотрятся весьма экзотично. Однако внутри — простор и красота. Видно, что хозяева кропотливо и тщательно обустраивают свое жилище. Удивило и то, что при наличии трех малолетних детей в доме — идеальный порядок. Такое вот наглядное исключение из утверждения: «Прибираться там, где играют дети, — все равно, что чистить снег во время снегопада». Да и сами ребята чисто и нарядно одеты. В том, что это вовсе не показуха, нам невольно пришлось убедиться, когда внезапно нагрянули повторно на исходе дня: картина предстала та же.

Рассказывая о своем житье-бытье, Ирина с грустью призналась:

— Не дети — дорогое удовольствие, а жилье. Стройка все доходы съедает. А сложностей у всех хватает: хоть один ребенок, хоть много. А вы думаете, бездетным легко? Им морально еще труднее.

Муж Ильдар вынужден работать вахтовым методом. На зарплату водителя 5 — 6 тысяч рублей, которую получал здесь, содержать семью и латать старенький дом невозможно. Ирина ценит, что он заботливый и добрый — настоящий мужик. Сказал — сделал! А поначалу, когда познакомились, даже не впечатлилась. Не зря же про женщин говорят, что они ушами любят. Ильдар же в основном молчал, жизни в сказочном тереме не обещал, но постепенно сумел внушить ощущение редкой и старомодной уже порядочности да надежности. Он с самого начала понимал, что ему как отцу семейства придется много работать, а не губить в праздности время перед телеэкраном. Ирине же приходится в его отсутствие в одиночку справляться с валом бытовых проблем. Надеяться особо не на кого: бабушки и дедушки живут далеко. Ей даже в голову не приходит к ним за помощью обращаться, у них же своих забот полно. У Ирины свое золотое правило по жизни: сначала попытаться с любой задачей справиться самостоятельно. Кроме того, старшие дочери всегда готовы помочь. Наташе уже девятнадцать, Маше — тринадцать, и они четырехлетней Карине, трехлетней Маргарите и двухлетнему Руслану — как вторые мамы. Ирина им доверяет полностью, справляются на все «сто», да и малышам интересно со старшими сестрами оставаться.

Зачастую взрослые устают не столько от своих забот, сколько от необходимости играть с детьми, соответствовать их эмоциональному уровню и энергетическому потенциалу. Это трудно и психологически, и физически, но если малыш один, выбора нет: ребенку же нужно с кем-то играть. Кроме того, в такой семье быстро происходит эмоциональное насыщение. В многодетной же дети замкнуты друг на друга: старшие возятся с младшими, помогают им, и у родителей появляется время для своих дел. Именно такая атмосфера царит в доме Давлятгареевых.

А не так давно этот семейный коллектив стал значительно многочисленней на время рабочего дня. На его основе благодаря инициативе Аскинской администрации и районного отдела образования открылась семейная группа как филиал детского сада «Василек». Ирина зачислена в штат на должность воспитателя. Изначально группа состояла только из трех малышей — Давлятгареевых, со временем количество воспитанников увеличивается. Такая организация удобна для всех: многодетной маме не надо уходить на работу и расставаться с детьми, кроме того, выплачивается заработная плата. С питанием вопрос тоже решен кардинально: три раза в день нянечка приносит готовые блюда из пищеблока. И в этом еще один приятный плюс — не надо ломать голову, чем бы накормить детей, часами стоя у плиты. Малыши тоже счастливы: мама — дома, друзья каждый день в гости приходят. И родители не боятся оставлять ребят в чистом уютном доме с опытным и ответственным воспитателем.

Ирина сама росла на всем натуральном, и детей стремится обеспечить максимально здоровым питанием. Таблетки идут в ход в самых крайних случаях, предпочтение отдается проверенным средствам народной медицины. Даже стиральными порошками старается не пользоваться. Убеждена, что деревенская баня способна подарить несравнимо больше здоровья, чем сомнительные новомодные методики, потому и топят ее почти каждый день. Скорее всего поэтому диатезы и аллергии разного рода ребятню не беспокоят. Привлекает и то, что в домашней группе никогда двадцать — тридцать человек не будет, а следовательно, и вероятности подцепить какой-нибудь вирус значительно меньше, чем в обычном детсаду. Единственная проблема: канализации пока нет. Летом еще можно потерпеть, а зимой каждый горшок по нескольку раз на улицу выносить — не набегаешься.

...Недавно Ирину наградили медалью «Материнская слава». На церемонию вручения поехала с тихой надеждой еще и развеяться, отдохнуть. Не получилось.

— Дети же требуют постоянного внимания. Сама себе я не принадлежу. Думала, наконец-то из дома вырвусь, давным-давно из Аскино никуда не выезжала. Куда там! Еле-еле до конца церемонии дотерпела. Обратно впереди машины хотелось бежать — так по ним соскучилась.

Мы уезжали. Нарядные Карина, Рита и Руслан неслышно (что в сравнении с нынешним гиперактивным поколением младенцев выглядит диковинно) играли в комнате. Старшие были на занятиях. К Ирине пришла в гости подруга Раиса — ее внучка Ангелина посещает эту домашнюю группу. Гостья решила нас убедить:

— Вы думаете, она для вас прибралась и детей нарядила? У нее каждый день идеальный порядок, и ребятишки к этому привыкли, все за собой убирать стараются. Она вообще скромная, работящая. Не жалуется никогда и не хвалится. Таких искренних, настоящих людей даже на селе немного осталось.

Есть на свете такие «вещи», которые совершенно необязательно афишировать. Они становятся понятны, когда видишь, как проходит день матери-героини. Вроде бы обычные трудовые будни, очень друг на друга похожие, но как они насыщены смыслом и настоящими чувствами…
Кстати

Предположение, что дети из многодетных семей вырастают более устойчивыми к трудностям и жизнеспособными — вовсе не попытка призыва к улучшению демографической ситуации, а так оно и есть, поскольку они рано начинают помогать родителям, у них больше развито чувство ответственности друг за друга. Однако еще встречаются дикие мнения, будто в многодетных семьях младшие дети в интеллектуальном отношении слабее старших. Исторические факты свидетельствуют о другом. Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье, князь Даниил Московский, благодаря которому Москва обрела силу, — четвертый из сыновей, Людвиг Ван Бетховен родился седьмым. Даже если оглянуться вокруг, нетрудно обнаружить, что люди, у которых много братьев и сестер, намного успешнее в карьерном росте и счастливее в жизни обычной.
Читайте нас: