Конечно, с одной стороны, хорошо, что родители стремятся сделать последний день в школе запоминающимся для своих детей. Но с другой — возникает сомнение, а в правильное ли русло направлены энергия и, главное, немалые денежные средства пап и мам. Согласитесь, школьные банкеты и дорогостоящие подарки учителям, давно ставшие притчей во языцех, прочно вошли в нашу действительность, но при этом не делают чести лучшим представителям нашего общества — славному российскому учительству.
Годах в 1980-х на уровне руководства страны принимались решения, запрещающие педагогическим работникам принимать какие бы то ни было подарки от учеников. Но решения те действовали недолго. Всегда находятся состоятельные родители, желающие «положительно зарекомендовать» себя. Год от года «дары» учителям к Новому году, 8 Марта, Дню учителя становятся все весомее. Ну а уж выпускной вечер и вовсе открывает широкие возможности пофантазировать на тему подношений педагогическим работникам.
Собирать деньги родители начинают порой еще в начале учебного года, а наиболее инициативные и предприимчивые — еще в конце десятого класса. Между родителями выпускников разных школ идет обмен информацией: «У вас по сколько тысяч собирают? А у нас…»
Счет идет даже не на тысячи, а на десятки тысяч рублей! Поводом к написанию этого материала стал разговор между двумя женщинами, случайно услышанный на улице. Из него стало известно, что в одной из уфимских школ сборы составили ни много ни мало по двенадцать тысяч рублей. И, мол, это еще по-божески. Что тут скажешь... Небольшая часть этих денег скорее всего уйдет на воздушные шары, открытки и цветы. Но основные средства будут потрачены на богатые застолья, возможно, ресторан или теплоход и, конечно, подарки учителям. Удивительно, что образованные, высококультурные люди — педагоги — без зазрения совести принимают не только символические ежедневники и органайзеры, но и (страшно подумать!) золотые украшения и часы, телевизоры и микроволновые печи, постельное белье и наборы посуды. Между тем деньги на эти подарки и богатые застолья собирают с родителей по инициативе, как правило, наиболее состоятельной их части. Не желая выглядеть белыми воронами, семьи со скромными доходами вынуждены напрягаться из последних сил. И их можно понять. Труднее понять другое: как может учитель, сеющий по определению классика «разумное, доброе, вечное», принимать в дар предметы роскоши, твердо зная при этом, что большинство дарителей вынуждены ощутимо урезать свой семейный бюджет.
Считается, что родительская щедрость объясняется степенью благодарности педагогам за то, что они отдают себя детям без остатка. Но разве это так? При всем уважении к благородной профессии учителя давайте посмотрим правде в глаза.
Не думаю, что сегодняшние учителя делают для своих учеников что-то сверх своих должностных (профессиональных) обязанностей. Сегодня не принято, как бывало раньше, оставлять детей после уроков и дополнительно заниматься с отстающими. Теперь вопросы эти решаются в рамках так называемого «репетиторства». В некоторых школах официально организуют дополнительные занятия в выпускных классах по отдельным предметам, но при этом родители оплачивают их через кассу отдела образования. Таким образом, наши учителя всего лишь исполняют свои профессиональные обязанности. Большинство из них, к счастью, делает это добросовестно и честно. Но ведь так и должно быть! И за это они получают зарплату. О какой еще благодарности может идти речь? Почему нам не приходит в голову дарить подарки за добросовестную работу операторам почтовой связи, водителям пассажирских автобусов или продавцам магазинов? Потому что каждый из нас на своем рабочем месте делает то, что ему положено.
Чего греха таить, есть такие учителя, которые самоуверенно считают, что они «готовят медалистов» и тем самым заслуживают особую благодарность родителей. Не знаю… Может быть. Но сам всегда считал, что «особые успехи в учении» — это результат не только труда учителя (обычного, повседневного труда), но и родительского воспитания, индивидуальных способностей ученика и многих других, не зависящих от учителя, факторов. В самом деле, если бы все зависело только от учителя, почему бы ему не сделать отличниками весь класс? Родители отличников благодарны учителям. А как быть родителям троечников? Очень необъективно получается: медалисты — заслуга учителей, а плохо успевающие — недоработка родителей.
На мой взгляд, все школьники и их родители, безусловно, должны испытывать уважение и благодарность к учителям за их благородный труд. Но точно так же, как мы должны испытывать уважение и благодарность к честным и добросовестным представителям любой другой профессии.
Никто не может запретить людям в частном порядке дарить друг другу подарки и угощать изысканными блюдами. Но когда горстка состоятельных и «особо благодарных» родителей в обязательном порядке собирает деньги с других, чтобы устроить праздник по своим представлениям, — это по меньшей мере неприлично. Кроме того, считаю, что именно учителя должны положить конец этому явлению. Ведь если они наотрез откажутся от этих «нехороших излишеств», родителям останется только принять их решение. Вне всяких сомнений, авторитет педагогов от этого поднимется на ту недосягаемую высоту, на которой уже никто не сможет подвергнуть его сомнениям.