Все новости
Cоциум
28 Июня 2012, 05:01

Дикий берег

Кандры-Куль остро нуждается в генеральном плане развития

На Кандры-Куле ежедневно отдыхают тысячи жителей и гостей республики.
На Кандры-Куле ежедневно отдыхают тысячи жителей и гостей республики.
Иногда лишь совместная попытка найти компромисс может стать действенным способом решения вопроса. Примером тому — ситуация с природным парком «Кандры-Куль», где нужно совместить практически несовместимое: сохранить озеро в первозданном виде и в то же время активнее развивать туризм. А это нередко приводит к конфронтации между надзорными службами, руководством природного парка и владельцами баз отдыха. Об этом, в частности, шла речь на недавнем совещании в природном парке.

Не нужен нам берег турецкий?

Для большинства жителей Туймазинского района, впрочем, не только для них, Кандры-Куль остается практически единственным местом, куда можно выбраться отдохнуть в выходные. А потому и требования к этой «жемчужине Башкортостана» предъявляются высокие. Что вполне справедливо, если учесть, что в разгар сезона здесь ежедневно (!) отдыхают до 15 тыс. человек.

За последние годы территория парка действительно преобразилась. К примеру, на берегу стало намного чище — вдоль него постоянно ходят работники дирекции, собирающие мусор, а по тому, как вывозятся контейнеры с мусором, можно сверять часы. Но пока здесь негде ни руки помыть, ни воды попить, ни машину поставить. Подчеркну — не на обочине, а на благоустроенной и охраняемой автостоянке. Однако многие уже бывали за границей и распробовали, каким может быть качественный отдых. А потому не желают мыть руки и фрукты в прибрежной полосе и ходить по нужде в туалеты, к которым уже к середине сезона страшно подойти.

Не первый год «камнем преткновения» между посетителями парка и его дирекцией остается требование вносить плату за въезд на территорию. Представляется, что большинство отдыхающих готовы платить за отдых разумные деньги. Но люди должны знать, на что конкретно идут их рубли.

Сегодня на берегу озера 52 базы отдыха. Многие из них словно анахронизм социалистической эпохи: старенькие вагончики, все удобства — во дворе, а процесс питания организован под девизом: «Что взял с собой, то и покушал». Завершает картину находящаяся в зачаточном состоянии инфраструктура: нет канализации, питьевой воды, и вокруг разбитые дороги. Понятно, что все это отпугивает потенциальных инвесторов, которые не спешат вкладываться в здешние базы отдыха. А те, кто все-таки решается на такой шаг, эксплуатируют их по принципу: минимум вложений — максимум прибыли.

— Строительство баз отдыха на территории парка и сегодня ведется без проектов, — говорит директор парка Сергей Полуэктов. — А если они есть, то с нами не согласованы. Хотя так быть не должно.

По его мнению, нужно как можно скорее разработать генеральный план развития парка. Вице-премьер Эрнст Исаев, который присутствовал на совещании и вместе с другими чиновниками обошел территорию, пообещал оказать содействие во включении этого объекта в республиканскую адресную инвестиционную программу.

— Совместными усилиями мы постараемся решить и вопрос строительства канализации. Если будет возможность, займемся обустройством дороги со стороны автотрассы, — отметил Э. Исаев.

Наладить диалог

То, что парк должен развиваться, сомнений ни у кого не вызывает. Вопрос в другом: каким оно будет в дальнейшем? Удастся ли подняться на качественно новую ступень, которую сегодня называют экотуризмом, или же ситуация останется на прежнем уровне? При этом нужно учесть мнения множества сторон: аграриев, которые живут тем, что возделывают здешние поля, выращивают скот; экологов, требующих прекратить эксплуатацию близлежащих ферм и вывоз органики на поля; администрации парка, защищающей заповедные зоны, где гнездятся пернатые, нерестится рыба; собственников многочисленных баз отдыха, которые рассчитывают на получение прибыли.

Сотрудник научной лаборатории НИИ безопасности жизнедеятельности республики Александр Волков предложил несколько вариантов, позволяющих найти баланс между массовым туризмом и сохранением природного комплекса. По мнению ученого, 80 процентов береговой линии доступны для массового отдыха граждан. А так бывает очень редко.

В планах дирекции парка — создание 130 компактных стоянок на южном берегу. Глава района Рашит Хайруллин предложил построить автостоянки за пределами водоохранной зоны и уже на экологически чистом транспорте доставлять людей к месту отдыха. Это не только существенно снизит урон, наносимый экологии, но и позволит собирать плату не абстрактно «за въезд», а за конкретную услугу.
При этом подчеркивалось, что в процесс эксплуатации парка нужно вовлечь жителей близлежащих деревень: к примеру, они могли бы реализовывать продукцию со своих подворий, сувениры — на отведенных для этого территориях. Тогда они будут заинтересованы в дальнейшем развитии туризма.

— То, что мы видим здесь сегодня, не соответствует представлениям о качественном отдыхе граждан, — подвел итог Исаев. — Это касается и развития инфраструктуры, и сервисного обслуживания отдыхающих. Мы обладаем огромным природным ресурсом, но не всегда правильно используем этот потенциал. И тот факт, что до сих пор нет должного взаимодействия между базами отдыха, горнолыжным комплексом и природным парком, не идет на пользу общему делу. Чтобы Кандры-Куль и дальше оставался одним из самых чистых озер в республике, чтобы здесь могли цивилизованно отдыхать все люди, независимо от уровня их доходов, очень важно научиться слышать друг друга.

Для выработки совместных решений будет создан совет по развитию туризма, в который войдут руководство природного парка «Кандры-Куль», а также представители собственников турбаз, расположенных на территории природного парка. Идея вполне разумная — в цивилизованных странах научились развивать туризм и защищать природу от туристов. Думается, и мы сможем этому научиться.
Читайте нас: