Все новости
Cоциум
20 Июня 2012, 05:16

«Асфальтная» болезнь

Решение транспортной проблемы в Уфе рождает пешеходную

Как «преобразились» некоторые центральные улицы столицы республики после прошлогоднего расширения и организации одностороннего движения, рассказывать, наверное, уже никому не нужно. Становится все очевиднее, что мы движемся по московскому пути развития городской транспортной инфраструктуры. С одним только отличием — метро в Уфе не построят. Так что остается только гадать, какая вакханалия будет твориться на улицах города лет эдак через пять. Впрочем, некоторые проявления будущего коллапса видны уже сегодня.
Машин в городе с каждым годом прибывает, темп прироста личного транспорта составляет, по разным данным, от четырех до семи процентов. Поэтому в последнее время городские власти предприняли ряд мер, на первый взгляд, частично облегчающих ситуацию. В прошлом году в городе началось масштабное расширение улиц Коммунистической, Цюрупы, Кирова — список можно продолжить и дальше. Но уже с самого начала реконструкции многие специалисты и жители такое решение называли спорным. Мол, «асфальтная» болезнь властей оставляет центр города без зеленого наряда, нарушает исторический облик Уфы. Поэтому мы ждали и надеялись, что дальнейшее обновление станет более осторожным и разумным, но...

Не так давно власти столицы заявили, что в этом году в рамках программы капитального ремонта дорог расширят еще 19 улиц. Заместитель начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства городской администрации Николай Соловьев уточнил, что «будет расширяться Российская, обязательно будут расширяться и капитально ремонтироваться улица Аксакова, участок улицы Революционной между Карла Маркса и Аксакова. Это все для того, чтобы наша односторонняя схема заработала в полном объеме».

И вот уже не один месяц горожане передвигаются в условиях строительной площадки. Спору нет, ради улучшения можно и потерпеть неудобства переходного периода. Вот только уфимцы уже прикинули, к чему приведет нынешняя ремонтная кампания, и в массовом порядке начали открывать интернет-обсуждения, подкрепляя позицию фото- и видеоподборками. Автор материала изучил несколько форумов (Livejournal.com, nedoma.ru), в том числе и на официальном сайте администрации Уфы, а затем на практике убедился в сомнительных перспективах реконструкции.

Конкретный пример: на спуске по улице 50-летия Октября коммунальные службы вырубили аллею, дабы увеличить пропускную способность транспорта. По утрам на этом участке действительно скапливается внушительное количество автомобилей и автобусов. Но в данном случае рядом с дорогой останется приличная зеленая зона — сквер 50-летия Победы.

Здесь расширение можно одобрить. Да и парковки транспорта на данном участке не наблюдается, так что все будет на благо «едущих». «Идущим» же останется солидный тротуар. А вот деревьям на улицах Карла Маркса или Аксакова, к сожалению, альтернативы нет. И вот здесь бы не рубить с плеча (особенно в буквальном смысле), а подумать, как достичь компромисса. Та же улица Аксакова, например, пробками не страдала. Но, увы, от солидных раскидистых аллей в считаные часы остались одни пеньки, да и те скоро уступят место дорожному покрытию.

Городские власти объясняют вырубку тем, что убираются старые деревья, представляющие потенциальную опасность для жителей. Это в основном тополя, которые высаживались в 50 — 60-е годы прошлого века. Сейчас они уже «выработали» свой ресурс, и пришла пора менять зеленый наряд города.

«Мы поставили перед собой задачу вместо одного срубленного дерева высадить два, и к этой работе в городе уже приступили», — отмечал глава администрации Уфы Ирек Ялалов.

Вот только новые деревья явно будут иметь другое территориальное расположение.

Пару слов о тротуарах, точнее, их отсутствии. Прогулявшись по некоторым площадкам реконструкции, мы воочию убедились, что на многих улицах пешеходам строители оставляют узкую, чуть не в метр шириной полоску для движения. А ведь поток людей в центре Уфы очень и очень солидный. Да и опасности на таких участках будет никак не меньше, чем от старых деревьев. Теперь горожанам нужно будет каким-то образом (скорее всего, по дороге) обходить свисающие с крыш домов в зимний период снежные шапки и сосульки. К тому же, при очистке улиц от снега узкие тротуары будут превращаться в сугробы и отвалы. А куда будем прятаться в дождливую погоду от грязевого облака очередного грузовика? Обо всем этом чиновникам подумать, видимо, некогда. Кстати, в некоторых случаях прохода для людей не остается совсем — входные группы отдельных магазинов с лестницами и перилами выдаются практически на всю ширину тротуара.

Чего не хватает сложившейся ситуации? Самое главное — диалога между уфимцами и местными властями. Наверняка у жителей столицы созрело немало интересных и креативных, а самое главное, недорогих мер по развитию транспортной инфраструктуры. Например, использование потенциала малых улиц. Во-вторых, не стоит спешить с принятием решений. Да, есть однозначно необходимые проекты — тот же путепровод в Демский район. Или, например, расширение улиц на перекрестках непосредственно у светофоров и добавление к последним дополнительной «зеленой» секции. Здесь спорить не о чем. Но во многих случаях подход должен быть более консервативным. Сначала стоит подумать о людях, живущих в городе, микрорайоне, а не о сотне автовладельцев, которые получат бесплатную стоянку в центре. Сомневаюсь, что двигаться в результате станет намного легче. Улица Ленина тому пример.
«Тротуар сократили до минимума. Бордюр устанавливают впритык к ступенькам авиакасс (ул. Карла Маркса). То есть пройти по тротуару будет возможно только по ступенькам. А как же дедушки-бабушки? Женщины с колясками? Инвалиды? Клеим крылья и учимся летать». Фото выложено на интернет-страничку livejournal.com пользователем с ником ru_atrocity. Вот несколько мнений по этой же теме.

Bulgalo:

«Чем пешеходную улицу придумывать, лучше бы дали возможность безопасного пешего доступа к любой точке города».

Massiandria:

«Одна российская беда победила другую! Такое впечатление, что проект расширения не делали вообще, налицо сплошные нарушения. Учитывайте еще, что вдоль каждой обочины будут парковать машины, а это еще одно нарушение, так как по тому же СНиПу парковка не должна быть ближе, чем на 10 метров от стен жилых и общественных зданий.
По сути, то, что сейчас творится, — это полный беспредел. Если ничего с расширением сделать нельзя, то надо добиваться хотя бы запрета на парковку везде, где не соблюдается норматив!»

Shabalovich:

«При всем этом мне кажется странным желание людей жить в центре. Там скоро можно будет лишь сидеть в офисе и учиться в университете. Элементарно прогуляться — уже проблема — с узкими-то тротуарами».

Читайте нас: