Все новости
Cоциум
16 Июня 2012, 16:44

Гонки за выживание

Первый из запланированных пикетов автотранспортников состоялся в Стерлитамаке. На очереди Уфа и Салават

В Уфе улицы расширяют, вводят одностороннее движение, но автобусы в них всё равно едва вмещаются.
В Уфе улицы расширяют, вводят одностороннее движение, но автобусы в них всё равно едва вмещаются.
Минувший четверг с его беспощадным зноем меньше всего подходил для уличных прогулок. Но два с лишним десятка человек с лозунгами в руках, собравшиеся на перекрестке улицы Коммунистической и проспекта Октября, целый час стойко «загорали» под палящими лучами солнца. Судя по всему, у них для этого были веские основания. Мужчины и женщины, в числе которых водители, кондукторы, профсоюзные активисты местного филиала ГУП «Башавтотранс», держали в руках плакаты: «Нет несанкционированным перевозкам!», «Безопасность пассажиров — превыше всего!», «Социальный перевозчик не должен быть нищим!», «Нелегальные перевозчики — вон с маршрутов!» и «Мы — за честную конкуренцию!».
— Незаконными перевозками занимаются люди, совершенно не компетентные в вопросах транспортного обслуживания, — говорит организатор пикета и лидер республиканского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Рустам Асадуллин. — Они игнорируют нормативные документы по организации перевозок, поэтому их пассажиры не имеют гарантий безопасности, не застрахованы.
По мнению Асадуллина, пассажира нельзя лишать права выбора, но и перевозчик не должен страдать. Пока же на рынке перевозок в трех городах — Уфе, Стерлитамаке и Салавате, считает он, власти оказались бессильны перед заполонившими улицы нелегальными перевозчиками.

Участники пикета рассказали журналистам, какие конкретно претензии они имеют к «частникам».

— Они носятся по дороге на бешеной скорости, лишь бы всех обогнать и первыми собрать пассажиров, — говорят водители. — Создают аварийные ситуации, тут недалеко и до серьезных ДТП.

По их словам, дело дошло даже до нападения на водителей «Башавтотранса». Вот такие методы конкуренции.

— В Стерлитамаке было пять таких случаев, нападали с бейсбольными битами, кастетами, — сообщил Рустам Асадуллин.

Свои обращения участники пикета адресовали горадминистрации. Они требуют от нее обеспечить справедливую конкуренцию в сфере городских пассажирских перевозок.

— Законопослушные перевозчики выигрывают конкурс на организацию и осуществление пассажирских перевозок, а «нелегалы» дублируют социальные маршруты филиалов ГУП «Башавтотранс», — говорит Рустам Асадуллин. — Так они лишают государственное предприятие значительных доходов, это влияет на зарплаты наших работников.
По словам организаторов пикета, из-за бесконтрольности уличная сеть городов достигла предела своей пропускной возможности. В Уфе количество автобусов на внутригородских маршрутах превышает необходимую потребность в 3 — 4 раза, а в Стерлитамаке — вдвое.
Точку зрения городских властей, считающих, что участники пикета обращают свои претензии не по адресу, выразил первый заместитель главы администрации Стерлитамака Марат Мусин:

— Мы действуем в рамках своих полномочий: своевременно объявили конкурс на право пассажирских перевозок, выявили победителей. Но один из перевозчиков отказался участвовать в конкурсе, так как уже имеет лицензию управления государственного автодорожного надзора РФ по республике.

— Муниципалитет не вправе обязать кого-либо участвовать в конкурсе принудительно, поскольку это противоречит федеральному законодательству, — заявил Мусин.
Заместитель главы напомнил также, что это общероссийская проблема и она может быть решена только законодательно. Горсовет Стерлитамака, к слову, уже обращался с соответствующей инициативой в парламент республики.

К сожалению, так и остался невыясненным вопрос, кто же те пресловутые «нелегальные» автоперевозчики, о которых так много говорилось? Просьба корреспондента «РБ» назвать хотя бы одного владельца «газелек», игнорирующего городские конкурсы на право пассажирских перевозок, осталась без ответа.

Пикет прошел без каких-либо эксцессов, строго в рамках закона, с удовлетворением отметили правоохранители. Надо сказать, что акция была организована возле магазина, где обычно стоит микроавтобус тех самых частников, набирающий пассажиров для поездок в Уфу. Как и следовало ожидать, в этот момент обычно бойкий пятачок, превращенный в стихийный автовокзал, пустовал. Но едва люди с плакатами ушли, как автобус появился словно из-под земли.
Альфия
КУЛЬМУХАМЕТОВА.
г. Стерлитамак.

— Тридцать работников уфимских автотранспортных предприятий № 1 и № 3 выйдут с плакатами, — раскрыл он сценарий будущей акции. — Должен сказать, что у водителей автобусов накипело возмущение, и нам нужно как-то обратить на ситуацию внимание властей. К примеру, уже год, как работникам «Башавтотранса» не повышали зарплату. Говорят, нет средств. Сейчас водитель автобуса в миллионном городе получает в среднем 15 тысяч рублей в месяц. Мы выяснили, что только один процент водителей автобуса выходит на пенсию с этого места работы, остальные по состоянию здоровья доработать не могут.

По мнению профсоюзного лидера, главной проблемой сложившейся ситуации в пассажирских перевозках является отсутствие настоящей конкуренции. «Есть предприятия, выполняющие все условия: предоставляющие соцгарантии работникам, ведущие медицинский осмотр перед выездом на маршрут и другое. А есть такие, которые всем этим пренебрегают. Они устраивают смертельные гонки по улицам городов», — считает Рустам Асадуллин. Первых он приравнивает к «законным» перевозчикам, вторых — к «незаконным», то есть не соблюдающим условия конкурсного отбора.

Причем к первой группе перевозчиков, по мнению профлидера, относятся не только предприятия «Башавтотранса», но и ряд частных перевозчиков.

— «Законные» перевозчики составляют почти половину от общего числа, — говорит он. — И лишь 10 — 12 процентов из них — это «Башавтотранс». Профсоюзы не лоббируют эту структуру. Мы выступаем на стороне всех водителей автобусов, чтобы у всех были человеческие условия работы, хорошая зарплата. А сегодня это маловероятно, потому что в Уфе, к примеру, при потребности в две тысячи автобусов на маршрутах в рейс ежедневно выходят 5 — 6 тысяч. Улицы переполнены, качества перевозок нет.

Изменить ситуацию на рынке городских пассажирских перевозок, возможно, мог бы федеральный закон. Но принятый в первом чтении еще в 2007 году, он был отложен, и судьба его пока неясна. Однако даже существующие нормативные акты позволяют вести дела цивилизованно. Об этом говорит опыт Нефтекамска, Октябрьского, Бирска и других городов республики. Самые большие проблемы в этой сфере в самых крупных городах региона — Салавате, Стерлитамаке, Уфе. Причем Рустам Асадуллин недвусмысленно намекнул, что в сохранении статус-кво заинтересованы представители как муниципальных властей, так и надзорных органов, якобы имеющих личный интерес в подобном бизнесе.
Ильдар АХИЯРОВ.
А как у соседей?
В соседних Татарии, Самарской области и в Пермском крае региональные власти и представители федеральных надзорных ведомств строго следят за соблюдением правил работы при пассажирских перевозках. К примеру, в Перми местное УФАС регулярно рассматривает дела о недобросовестной конкуренции, признавая некоторые маршруты незаконными на основании того, что те направлены на получение преимуществ при осуществлении пассажирских перевозок.

Читайте нас: