В любом зауральском деревенском дворе можно увидеть кирпичную беленую печку. Как правило, небольшую, с одним варочным отверстием, но снабженным большим количеством заслонок, самую широкую из которых снимают, когда готовят корот. Башкирский фестал — так его здесь называют. Этот молочный продукт в виде небольших творожных шариков берут с собой в дорогу — тошнить и укачивать не будет, стоит только рассосать корот во рту. С его помощью можно устранить любые расстройства желудка или кишечника. Его кладут в суп, даже в лапшу, уберегаясь от переедания, с ним пьют чай, его берут с собой как домашнее лекарство, которому доверяют.
Мне пришлось познакомиться с тремя мастерицами приготовления корота — Зайтуной Тагировой из села Степного, Зулайхой Ласыновой и Рашидой Ахметовой из деревни Малоарслангулово. У каждой есть свои маленькие секреты, но в целом рецепт выглядит так.
Молоко сепарируем. (В башкирской деревне скажут: пропускаем через мясорубку). Сметану убираем в сторону. А вот обрат надо прокипятить, затем дать остыть, чтобы добавить в него закваску. Ею может послужить тот же катык. Влить нужно из расчета: стакан закваски на пять литров жидкости. Укутываем и ставим в теплое место — пусть забродит. Иногда на этот процесс может уйти неделя, иногда меньше. После этого выливаем жидкость в казан и ставим готовиться — хорошо бы на печную конфорку, причем, на средний огонь. Но «готовиться» — это мягко сказано, от казана отходить не надо, все время беспрерывно мешаем, пока не закипит. Вскипел — дождемся, пока остынет, и в тряпичный мешочек — пусть стечет сыворотка. Из оставшейся густой массы — это и есть корот — формируем шарики, сушим — так хранить будет удобнее.
Канительное дело — корот, но всяк, кто попробовал, согласится, что оно того стоит.
Хайбуллинский район.
Сибайский орнамент
Преподаватель педагогического колледжа Гильмия Ильясова уверена: башкирский орнамент не раскрыт, не исследован до конца. Богатый философский мир его узоров не познан, поскольку искусно зашифрован былыми вышивальщицами, ткачихами. Вместе со своими воспитанницами она по крупицам восстанавливает мысленную вязь и геометрическую логику башкирского орнамента. Будущие педагоги уже сейчас продемонстрировали фотохудожникам мира свое декоративное мастерство.
Девушки используют орнамент, когда шьют вечерние платья, причем, используют узоры своего рода... Вряд ли кто-то в наши дни прочтет «послания» юных сибаек, но они-то знают: на них поистине «тотемная» вещь — чужие этого не носят...
На технологическом отделении осваивается немало ремесел. Юноши преуспевают в изготовлении мебели, резьбе по дереву. А Наиль Шияхметов увлекся войлоком — целые панно изготавливает, в скором времени хочет детские валеночки смастерить. «Неужели мальчикам, мужчинам хватает терпения войлок расчесывать, узоры подбирать?» — спрашиваю Наиля. — «Нервы, конечно, нужны, но мне хватает»...
В Сибайском педагогическом колледже мы провели небольшой конкурс по истории нашей газеты. Победителем в нем стала преподаватель декоративно-прикладного искусства, почетный работник образования России Гульдар Давлетбаева.