Все новости
Cоциум
9 Июня 2012, 07:20

Комплекс обеденной неполноценности

Вместе с аттестатом зрелости школьники зарабатывают гастрит

Питание в школьной столовой особого энтузиазма у детей не вызывает и воспринимается как неизбежность — есть-то все равно хочется...
Питание в школьной столовой особого энтузиазма у детей не вызывает и воспринимается как неизбежность — есть-то все равно хочется...
Последний звонок в этом году в Башкирии прозвенел для 27 тысяч одиннадцатиклассников и 43 тысяч девятиклассников. Кто-то из них продолжит учебу в колледже или вузе, некоторые молодые люди отправятся служить в армию. Насколько здоровыми они вступают во взрослую жизнь? Отнюдь не радостную картину рисует статистика. Только по гастритам и заболеваниям двенадцатиперстной кишки за последние шесть лет показатель вырос более чем на 10 процентов, превысив общероссийский уровень в 1,3 раза. Во многом развитию этих болезней способствует неполноценная пища, а так как большую часть дня дети проводят в школе, вполне закономерен вопрос о качестве питания в школьных столовых. За разъяснениями газета «Республика Башкортостан» обратилась в Роспотребнадзор по РБ.
Двухразовое питание пока роскошь

Горячее питание в школах получают 90 процентов учащихся, сообщила заместитель руководителя Роспотребнадзора по республике Насима Кучимова. С 2009 года продолжается экспериментальный проект по модернизации школьных столовых. В Уфе за три года были обновлены столовые 44 школ.

— Не так много времени прошло, чтобы говорить о кардинальном изменении ситуации, однако, по данным городского управления здравоохранения, в учреждениях — участниках проекта здоровых детей стало больше — при среднем по городу показателе в 15,7 процента от общего числа учащихся здесь он вырос до 18 процентов. Если говорить о качестве питания, то удельный вес блюд, не отвечающих гигиеническим нормативам, ощутимо сократился, — отметила Насима Кучимова.

Среди существенных проблем она назвала невыстроенность механизма обеспечения детей горячим питанием дважды в день, в том числе в субботу. Его получают немногим больше одного процента учащихся, тогда как в целом по стране этот показатель превысил 20 процентов. В городах и районах республики (за исключением столицы) не решен вопрос с финансированием обновления школьных столовых, с поставками овощных и мясных полуфабрикатов и другими мерами, направленными на безопасность детского питания.

Нужны не только хорошие продукты, но и кадры

Контролировать качество продуктов и процесс приготовления пищи в столовых обязаны школьные медработники. Но, как показали проверки, работа эта проводится зачастую для галочки. Из 607 образовательных учреждений нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов были выявлены в 440.

— Чаще всего в столовых нарушают технологию обработки сырой и готовой продукции или используют просроченные продукты. Готовят пищу на старых разделочных досках, в посуде с поврежденной эмалью, а также в алюминиевой, что недопустимо. Оставляют желать лучшего чистота обеденных залов и производственных помещений, а также посуды, из которой едят дети. Есть претензии к соблюдению персоналом правил личной гигиены, — сказала представитель ведомства.

Тем не менее незнание не освобождает от ответственности. Как и от последствий. В прошлом году групповые заболевания кишечными инфекциями были зарегистрированы в трех учреждениях: детском саду «Рябинушка» в Гафурийском районе, детском саду № 54 в Салавате, в школе-интернате деревни Николаевка Зианчуринского района. В этом году пострадали учащиеся школы-интерната № 3 в Кумертау.

— Нередко приходится сталкиваться с отсутствием элементарных знаний о гигиене у сотрудников столовых. Особенно в районах, — пояснила Насима Кучимова. — Люди просто не знают, что нельзя работать в ювелирных украшениях, кушать на рабочем месте, что личные вещи и рабочую одежду нужно хранить отдельно. Уровень квалификации оставляет желать лучшего, но в республике нет четкой системы подготовки и переподготовки таких специалистов. Даже если единовременно переоборудовать все столовые, создать комбинаты школьного питания, которые будут поставлять готовые блюда, останется человеческий фактор, поэтому проблему квалифицированных кадров нельзя оставлять без внимания.

На здоровье детей нельзя экономить

Даже если в отдельно взятой столовой городской или районной школы основные санитарные требования выполняются, разнообразие и сбалансированность блюд оставляют желать лучшего. И случаи «недокладывания» встречаются нередко. Также не секрет, что решающим фактором при составлении меню становится не потребность детей в белках, жирах, углеводах, витаминах, микро- и макроэлементах, а стоимость продуктов. Бюджетная дотация на питание одного школьника в республике составляет 1,73 рубля, а родительский карман не безразмерен — не разгуляешься.

— Здоровье наших детей напрямую зависит от качественного сбалансированного питания, и на этом нельзя экономить, — подчеркнула Насима Кучимова. — Некоторые сельские школы имеют личные подсобные хозяйства, которые хоть как-то дополняют меню свежими овощами и зеленью. Но это лишь частные случаи, а проблему надо решать комплексно.

Конечно, в некоторой степени дети сами усугубляют ситуацию, искренне полагая, что газировка, чипсы, сухарики и шоколадные батончики вполне могут заменить полноценный обед. Да и современные родители не особо следят за тем, что и когда съело их чадо, предоставляя свободу выбора и действий. Вот и получает ребенок вместе с аттестатом зрелости гастрит.

— Концепции здорового образа жизни уделяется немало внимания как в обществе, так и на всех уровнях власти. И современные родители после работы идут не домой, а прямиком в фитнес-клуб, тренажерный зал, но в то же время не уделяют должного внимания пищевым привычкам своего ребенка, предоставляя ему полную свободу выбора. А ведь в этом возрасте детям важнее, чтобы было вкусно, а о полезности съедаемого они задумываются редко. Поэтому здоровое питание нужно пропагандировать. И в школе, и в семье, — резюмировала замруководителя ведомства.

Роспотребнадзор неоднократно обращал внимание на необходимость увеличения дотации из бюджета на питание школьников. Сейчас активно обсуждается проект государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Специалисты республиканского ведомства направили свои предложения по проекту. Помимо увеличения дотаций, они предлагают поэтапную модернизацию школьных столовых, обеспечение надлежащего медицинского контроля за школьным питанием, повышение профессионального уровня работников пищеблоков и организацию санитарно-просветительской работы. Есть предложения и для производителей продуктов питания: выпускать мясную, молочную и хлебобулочную продукцию, обогащенную витаминами и микроэлементами, в мелкой фасовке и наладить поставку в школы, в том числе сельские, овощных и мясных полуфабрикатов.
А как в других странах?

В большинстве стран внимание акцентируется на сбалансированности школьного меню.

США. Программой недорогого или вообще бесплатного питания охвачено около 30 млн детей. Участники программы получают не только субсидии, но и продукты от министерства сельского хозяйства. В 2009 году были установлены стандарты школьного меню. С тех пор школьные комбинаты питания все чаще используют цельное зерно, фрукты и овощи, постное мясо и обезжиренные молочные продукты.

Великобритания. В 2004 году шеф-повар Джеймс Оливер возглавил кампанию по улучшению качества школьных обедов. До этого они готовились в системе быстрого питания. Школьники обедали чипсами, жареными грудками индейки, пиццей и пирогами. Сегодня больше половины юных британцев получают горячее питание на платной и дотационной основе, остальные приносят еду из дома. Рацион строго регламентируется.

Франция. У маленьких французов есть выбор: питаться в платной школьной столовой или сходить на обед домой. Обеденный перерыв длится до двух часов. Для младших школьников обед состоит в основном из лазаньи или макарон с сырным соусом плюс салат и десерт. Учащимся старших классов предлагают картофель, луковый суп, салат из моркови с фасолью, баранину с шафраном, сыры в ассортименте и грейпфрут.

Индия. Государственные и частично автономные школы получают питание для своих учеников бесплатно. Сегодня так питаются более миллиона школьников в восьми штатах страны. Как правило, обед состоит из карри или супа и порции молока.

Япония. Во многих школах меню с участием специалистов-диетологов составляется ежедневно. Средний обед состоит из булочки, пакета молока, десерта и основного блюда. В стандартный набор входят супы и гарниры.

По материалам иностранных газет
и интернет-ресурсов.
Справка

За последние два года количество жалоб граждан на организацию и качество питания в школьных столовых увеличилось почти на треть. В минувшем году поступило много обращений от жителей Белебеевского, Белорецкого, Дуванского, Мелеузовского, Учалинского районов.

В ходе проверок были выявлены грубые нарушения санитарно-эпидемиологических нормативов и правил организации питания учащихся. По результатам вынесено 438 постановлений об административных правонарушениях на сумму более 750 тысяч рублей. Материалы по 55 общеобразовательным учреждениям в связи с невыполнением предписаний в установленный срок переданы в суд.
Мнения

Алина ШАРАФУТДИНОВА,
мама третьеклассника, Уфимский район:

— Школа у нас обычная, сельская. Буфета не существует в принципе, а качество питания, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. И вот еще довольно абсурдный факт: сельские школы не участвуют в программе «Школьное молоко». Почему? Дети живут в деревне, а молока не видят, коровы ведь есть не у всех. Последствия питания в школе мы уже на себе ощутили. В первый класс пошел совершенно здоровый ребенок, а теперь нам приходится каждый год отправлять сына в санаторий, поскольку регулярно возникают проблемы с желудком. И такое положение не только в нашей школе. Ситуация обострилась везде. Продукты питания в школы поставляют по тендеру, в котором побеждает тот, у кого цена ниже, а не качество лучше. В детские сады и школы массовым потоком идут некачественные продукты!

Дмитрий АНДРЕЕВ,
десятиклассник, Уфа:

— То, что кладут на тарелки в нашей столовой, едой назвать язык не поворачивается. Есть в буфете выпечка, но я ее не люблю. Приходится между уроками перебиваться фруктами, которые беру из дома. Носить бутерброд с собой неудобно, иной раз ведь добираешься до него только к концу учебного дня. Лежит он в сумке при комнатной температуре довольно долго и может запросто испортиться.

Гульназ КАРИМОВА,
специалист по здоровому питанию:

— Выполнения всех медико-биологических требований к питанию детей и подростков от школы ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами. Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Заставлять не стоит, но объяснить, насколько важно хорошо позавтракать, нужно обязательно. Если ребенок не хочет питаться в школьной столовой, можно дать ему с собой бутерброд с отварным мясом или сыром (но не колбасой), приготовить сырники или овощные и фруктовые запеканки. Однако «школьный бутерброд» не может заменить полноценного обеда. Ребенок, особенно если он остается после уроков на «продленку», должен знать, что очень важно и полезно есть «горячее». Если же он находится на занятиях до часа-двух, а затем идет домой, то родители обязаны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед. Школьная пора заканчивается быстро, а вот проблемы со здоровьем, вызванные неправильным питанием, могут остаться на всю жизнь.
Читайте нас: