Все новости
Cоциум
5 Июня 2012, 03:59

Если поступать по совести, демократия работает

Президентом можно стать и в шестнадцать лет

Заседает кабинет министров.
Заседает кабинет министров.
На очередном заседании кабинета министров были слышны гомон и веселый смех. Высокопоставленные чиновники перебрасывались шутками и дергали за косички представительниц прекрасного пола. И лишь вмешательство президента, избранного на эту должность около двух лет назад, восстановило статус-кво. Тем более что и вопрос обсуждался серьезный — приобретение оргтехники для нужд государства. Точнее, одного компьютера, без которого стране «Шатлык» («Радость») — ну просто никак.
Семь лет прошло с тех пор, как администрация Зириклинской школы сделала здешним ученикам неожиданное предложение: взять власть в свои руки и, ни много ни мало, ввести в учебном заведении президентское правление. Идея школьникам понравилась, и вскоре, помимо президента, здесь появились министры образования, печати и информации, культуры и досуга, физкультуры и спорта, труда, чистоты и порядка. В стране была введена собственная валюта — школьдены, которой поощряются лучшие из лучших. И пусть не сразу, но начался кропотливый процесс формирования государства.

Как и любая страна, «Радость» переживала непростые моменты на пути к торжеству демократии. Провозглашенный на первоначальном этапе лозунг «Вся власть — старшеклассникам» вызвал справедливые нарекания остальных «граждан»: «А мы чем хуже?». В итоге порог влияния на судьбу государства снизили до восьмого класса, попутно сформировали три области из учеников младших, средних и старших классов, а во главе областей поставили министров. Теперь эти чиновники доносят до масс решения вышестоящих инстанций, а до правительства — волю народа.

Расслабляться президенту и министрам не дают — на еженедельных собраниях они отчитываются о проделанной работе, честно рассказывают о допущенных ошибках, строят планы на ближайшие дни. А еще выступают третейскими судьями при решении спорных вопросов. Так было, когда один из учеников посчитал, что дежурный класс сделал ему несправедливое замечание. Другого школьника возмутила публикация в стенгазете, где его назвали рекордсменом по числу неудовлетворительных отметок. В первом случае спорщиков удалось помирить, во втором бунт пресекли в зародыше: не хочешь видеть свою фамилию в числе отстающих — исправляй «двойки». Бузотер поворчал для порядка и отправился готовиться к пересдаче.

У правительства школьной страны и в канун лета дел невпроворот: в день нашего приезда министр труда был озабочен проведением субботника, министр печати искал единомышленников для выпуска очередной стенгазеты.

— Знаете, быть президентом или министром не так-то просто, — говорит нынешний глава школьной страны Руслан Игдеев. — Ведь у каждого из 170 учеников — свой характер, свое видение мира, которое может отличаться от нашего. Хотя доносить до них решения, даже не очень популярные, нам все-таки легче — ровесникам проще договориться друг с другом. Конечно, бывают и спорные моменты. Помнится, мы до хрипоты доказывали свою правоту, решая, какую сценку показать на Новый год. А когда сумели переубедить оппонентов и приступили к обсуждению второго вопроса, спор вспыхнул с новой силой: старшеклассники в категоричной форме отказались надевать маскарадные костюмы на предстоящий костюмированный бал. И мне, и министрам пришлось пустить в ход все красноречие, чтобы их переубедить. В конце концов нам это удалось.

С нами считается и руководство школы. К примеру, мы доказали директору, что нам нужны компьютер, музыкальный центр и спортивная форма для школьной команды. Оргтехнику мы получили, а вот форму — нет.

На вопрос, что дает ученикам это самоуправление, Руслан ответил не задумываясь:

— Учит жить. А именно: не бояться отстаивать свое мнение перед большим скоплением народа, отвечать за свои обещания. Вполне возможно, что в будущем кто-то из нас станет руководителем. Так что базовый опыт мы уже получили.

Эти рассуждения об ответственности — не пустые слова. Высшим органом школы является учредительное собрание, в которое входят ученики 7 — 11-х классов. Именно они решают, будет ли президент «рулить» дальше или, показав свою несостоятельность, оставит свой пост. Нынешний руководитель страны у них в фаворе — несмотря на негласное правило переизбирать президента, как только он перейдет в 11-й класс (в это время ребята сосредотачиваются на подготовке к выпускным экзаменам), они попросили Руслана не покидать этот пост еще хотя бы полгода. Оказанным доверием президент остался доволен. Продление срока — не импичмент, можно и согласиться.

Впрочем, шесть месяцев пролетят быстро. И вновь закружит в школе предвыборная кутерьма, вновь кандидаты на высший пост страны под названием «Радость» будут стараться понравиться здешним избирателям.

— Цель нашей задумки — привить ребятам чувство ответственности, научить их принимать самостоятельные решения, — говорит заместитель директора школы по воспитательной работе Марина Тимергалиева. — Мне кажется, у нас это получилось. Сегодня большинство школьных мероприятий готовят и проводят сами дети. А мы, педагоги, лишь ненавязчиво их контролируем. Знаем, они все сделают как надо. Причем предложат такие идеи, до которых мы бы просто не додумались.

Рост самосознания школьников стал очевиден на недавнем общешкольном собрании. Во время привычного обсуждения проблем возмущение ребят вызвал запрет на прогулки после 22 часов. Мальчишки и девчонки решили обращаться в вышестоящие инстанции. Благо опыт общения с министрами и президентами у них теперь имеется.

Прощаясь, задаю президенту провокационный вопрос:

— Министерств у вас хватает, а вот службу правопорядка я что-то не заметил. Не нуждаетесь в ней?

— Иногда кажется, что школьная полиция нам бы точно не помешала (смеется). А если серьезно, это и не нужно. За семь лет убеждались не раз: если делать все по совести, советуясь со своим народом, — демократия работает.
Читайте нас: