Все новости
Cоциум
31 Мая 2012, 04:04

Фаниль Файзуллин: Человек не делает историю. Он в ней живёт

Общение с себе подобными — эликсир жизни

Коллеги доктора философских наук, заведующего кафедрой философии Уфимского авиационного технического университета Фаниля Файзуллина говорят, что после бесед с профессором они невольно перенимают его вкусы и привычки, замечают, как меняются их характер и даже ум.

— Фаниль Саитович, свое 70-летие вы встречаете выдающимися научными достижениями. Что вы думаете о самом себе?


— Самое главное, я всегда старался не терять уважения к себе. Просыпаясь утром, спрашиваю себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?» В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать — обрел самостоятельность. В сорок — избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят — научился отличать правду от неправды. В семьдесят — стал следовать желаниям своего сердца. Для меня видеть несправедливость и молчать — это, значит, самому участвовать в ней.


— Сегодня в печати с обеспокоенностью пишут об экологии человеческой души. Мне думается, в условиях глобализации внутренний мир человека, как никогда, нуждается в первостепенном внимании. Что вы думаете об этом?


— У Тютчева есть проницательнейшие строки: «Не плоть, а дух растлился в наши дни». Проблема душевного здоровья общества всегда волновала лучшие умы России. Но особенно остро она обозначилась в нашем столетии. Душевные, нравственные традиции, создававшиеся веками, были сломаны, разрушены в один миг.

Все это привело к серьезным внутренним деформациям, духовным перекосам. Произошел кризис души, выбраться из которого не так-то просто. Если мы знаем, в принципе, как устранить загрязнение рек, почв, как перекрыть озоновые дыры, то, например, я, специалист, изучающий влияние технического прогресса на духовное состояние человека, не знаю, как можно быстро преодолеть безверие и бездушие. Откровенно не знаю.

Можно ли оставаться человеком, если душа твоя черствеет, если ты безразличен к окружающим людям и миру?

Сегодня это проявляется на каждом шагу. Вас толкнули в автобусе, оскорбили в магазине, унизили в учреждении, куда вы обратились не по собственной прихоти...

Недавно я столкнулся с семантикой слова «культура». Оказывается, изначальный его смысл — почитание. Мы вытравили это почтительное отношение друг к другу. У нас, например, нередко можно услышать такое: «Я человек принципиальный. Хочу тебе в глаза сказать, что ты…». И забывают при этом, что уважительное, бережное отношение к товарищу или оппоненту — суть культуры, самое важное в человеческих отношениях.

Французы говорят: «Понять — значит, простить». А эта бескомпромиссность, эта мнимая принципиальность, жестокость исключают фактически саму необходимость понимания.


— Ваша супруга — известный детский врач. А как вы со своей, философской, точки зрения, относитесь к проблемам здоровья детей, воспитания?


— Сегодня больше половины новорожденных появляются на свет нездоровыми — прежде всего из-за экологии. Негативное влияние оказывают и современные средства массовой коммуникации — телевизор, сотовые телефоны, компьютеры. Созданная в стране система воспитания, по сути, отлучает ребенка от матери. А известно, что дети, которые теряют постоянный контакт с матерью в самом раннем детстве, вырастают сухими, недостаточно эмоциональными. Вот, скажем, ребенок болеет. Его кладут в больницу без матери. Или мать рожает ребенка и через несколько месяцев выходит на работу. Ребенок — сначала в яслях, потом в детском саду, затем в школе.

Обратите внимание, Богоматерь держит младенца на левой стороне. Почему? Ребенок слышит ее сердцебиение. Через него ощущает ее близость. Это та гамма чувств, которая формирует эмоциональный склад личности.

Я убежден, что со временем мы придем к тому, чтобы как минимум три первых года жизни ребенок рос при матери. Если просчитать наши потери по больничным листкам, государственные затраты на ясли, детские сады, посмотреть на эффективность труда женщины, у которой маленький ребенок, мы поймем, что обществу дешевле и важнее оставить ее при ребенке.

Кстати, уже в яслях идет унификация детей. Они должны по общему распорядку ложиться спать, есть, играть. Все это ведет к тому, что дети растут одинаковыми. Особенно в этом преуспевает наша школа с ее стандартизованным образованием. С одной стороны, закладываетя тот минимум, без которого не может быть грамотного человека, но, с другой, не обеспечивается индивидуального развития каждой личности в соответствии с ее особенностями.


— Сегодня в стране идет масштабная реформа школьного образования, внедряется ЕГЭ. Это влияет на здоровье наших детей?


— Это создало важную проблему — противостояние педагогов и учеников. Ребенок сразу же входит в конкурентные отношения с преподавателем. Очень многие учителя, вместо того чтобы пестовать детей, стремятся переделать их в соответствии со своим пониманием мира. Хочу напомнить семантику двух слов. «Школа» — по-гречески «досуг». Сократ не устраивал классов, он бродил со своими учениками, а Платон и Ксенофонт записывали произносимое им.

«Педагог» — по-гречески «раб», который носит детей в школу. У нас же детей сделали рабами школы. И в зависимости от нравственных качеств учителя, его профессиональной подготовки, настроения, если хотите, дети оказываются в различных, порой экстремальных условиях.

Еще одна причина нервно-психических заболеваний у детей — наш учебный процесс, совершенно перегруженный, детализированный. Школьнику дают объем знаний, который он не в состоянии удержать в голове. Каждый родитель, который прошел школу со своими детьми, видит, насколько усложнились программа и учебники за последние 10 — 15 лет. Но ведь мозг ребенка такой же, каким был в античные времена. Что же, мы так и будем впихивать в голову ребенка все возрастающий объем знаний? Это же чудовищно!

Перегрузка способствует выработке чувства аутсайдера, которое человек не может одолеть. Для него становится нормальным, что он не справляется с задачей, у него возникает терпимое отношение к неуспеху. В итоге появляется комплекс неудачника. Это очень плохо. В хорошей семье, где заботятся о будущем ребенка, ему внушают, что он хороший, способный, даже талантливый. Эта поддержка помогает раскрепоститься и поверить в самого себя. Это исключительно важно.

Когда Эйнштейна спросили, как делаются открытия, он сказал: «Все знают, что это сделать нельзя, но вот находится чудак, который этого не знает, и делает». И еще одно высказывание Эйнштейна: «Я смог открыть теорию относительности потому, что смотрел на мир глазами ребенка». Я вообще думаю, что в детстве все люди талантливы.


— В наше время чуть ли не половина вузов и их филиалов дает образование, которое можно назвать фантомным. Ваша оценка подобных явлений?


— Бич человека — это воображаемое знание.


— Всегда ли нужно говорить правду?


— Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям, в противном случае — это злостный обман.


— Когда-то Гераклит говорил: «Многознание не делает человека мудрым». А вы как думаете?


— Не представляю себе, как можно довольствоваться знанием, полученным из вторых рук, хотя чужое знание может нас кое-чему научить. Мудр бываешь лишь собственной мудростью.


— Что вы скажете о роли человека в истории?


— Человек не делает историю. Он в ней живет, блуждает, без всякого видения, для чего и к чему.


— Ваше мнение о роли мечты?


— В истории истинно реальны только мечты. Они живучи. Их ни кислотой, ни огнем не возьмешь. Перед ними рассыпаются каменные стены, вооруженные башни. Против мечты нет щита и копья.


— Нужна ли уверенность в себе?


— Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя разливается в человеке нескромностью. Уладить это противоречие — одна из труднейших задач для личности.

Справка


Академик АН РБ Фаниль Файзуллин — один из крупнейших ученых нашей страны в области социальной философии и социологии, создавший общепризнанную научную школу. Его теоретический вклад связан, прежде всего, с формированием такой новой научной отрасли в обществознании, как социология города.


Значителен вклад ученого и в области исследования проблем межнациональных отношений. Он также одним из первых занялся изучением такого явления, как формирование новых социальных слоев и социальных перемещений.


В последние годы основное внимание Файзуллина сосредоточено на решении проблем развития нашей республики в новых условиях.

Читайте нас: