Все новости
Cоциум
24 Мая 2012, 05:00

Легенды космоса в Уфе

Юрий Гагарин после приземления сразу попал в объектив нашего земляка

Будущее и настоящее космонавтики общались на равных.
Будущее и настоящее космонавтики общались на равных.
Остались ли «белые пятна» в истории отечественной космонавтики? Насколько критичен экологический урон от ракетно-космической деятельности? Почему планеты Венера и Марс вызывают интерес у ученых? Сложно ли сегодня отстаивать свое право быть в числе ведущих космических держав? Есть ли смысл возрождать проект «Фобос-Грунт»? На эти и другие вопросы учащихся из разных городов страны отвечали дважды Герой Советского Союза президент Федерации космонавтики России Владимир Коваленок, дважды Герои Советского Союза Виктор Горбатко и Александр Иванченков, Герой России действующий летчик отряда космонавтов Олег Скрипочка.

Общение происходило в форме телемоста на «круглом столе» «История и современность российской космонавтики», состоявшемся в рамках международного детско-юношеского фестиваля «Гагаринские дни в Уфе».
Наш земляк, кинооператор Махмуд Рафиков (учился в уфимском и московском авиационных институтах, окончил ВГИК) рассказал о том, что он чувствовал, снимая исторические кадры с Юрием Гагариным сразу после его приземления:

— Несомненно, этого момента ждали давно. Волнение было такого масштаба — просто невозможно передать словами, это нужно прочувствовать. Когда летели в Энгельс, все смотрели в иллюминатор, как бы он при спуске не задел наш борт. После приземления Гагарина доставили в гарнизон, мы его ждали в маленькой комнате с большим столом, на котором стояло около тридцати телефонов, непонятно, как с ними справлялся диспетчер. Было темновато, я нервничал, ведь такая ответственность. Через директора киностудии мне передали наставление Сергея Королева: снимать крупными длинными кусками, чтобы потом изучить психофизическое состояние человека, слетавшего в космос.

Гагарин вошел в голубом костюме, бледный, но улыбающийся. При нас доложился Брежневу, который тогда был председателем Верховного совета. Затем перешли в другое помещение с огромным окном, где было много света, отсюда, из кабинета командующего, Юрий Алексеевич разговаривал минут сорок по телефону с Хрущевым. Улыбался, сиял. С этих кадров потом напечатали портрет Гагарина с телефонной трубкой, опубликованный во всех газетах. Я отснял 180 метров кинопленки. Таким образом стал первым оператором, в чей объектив первый космонавт планеты попал сразу после приземления. Затем я снимал еще целую плеяду замечательных покорителей космоса.

Владимир Коваленок вручил также кубки и грамоты победителям игры «Умники и умницы» на лучшее знание истории российской космонавтики, в которой участвовали учащиеся уфимских ассоциированных школ ЮНЕСКО. Знатоками космоса оказались исключительно ученицы школ №№ 116, 131 и 155.
Читайте нас: