На протяжении ряда лет любая политика в отношении судей в республике «была заморожена», считает Михаил Тарасенко. За это время другие субъекты Федерации значительно продвинулись вперед, и нужно было их догонять, чтобы выровнять нагрузку с учетом численности населения и количества дел различной юрисдикции. Отсюда и кадровая проблема.
— Чтобы дойти до уровня хотя бы средней нагрузки по России, нам нужно увеличить штат на 132 человека. Судите сами — только в Ленинском райсуде столицы на одного судью ежемесячно приходится по 159 дел. Для сравнения: в европейских странах — по 5 — 6 дел, — заявил председатель ВС республики.
Не оправдались и надежды на принятие Госдумой проекта закона об объединении судов, разработанного Госсобранием республики. Его точное название — «О создании межрайонных судов и упразднении некоторых районных, городских судов РБ».
Законодательный комитет думы направил в Курултай предложение, чтобы депутаты его отозвали. Как объяснил Михаил Тарасенко, полномочия Госдумы перед выборами президента страны заканчивались, и депутаты не захотели тратить время на башкирский проект. Хотя закон позволил бы, не отвлекая бюджетные средства, освободить 29 судей районных и городских судов и выровнять между ними нагрузку.
К тому же у руководителя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина и председателя башкирского Верховного суда оказались разные взгляды на кадровый голод. Если первый ратует за рост количества судей в регионах, то второй уверен — бесконечное увеличение штатной численности проблему загруженности не решает, а только подрывает федеральный бюджет.
С 1 января 2013 года начнет действовать апелляция по уголовным делам. Соответственно прибавится еще 70 судей (в общей сложности их станет 178). Найти такое количество специалистов непросто. Кадровый голод испытывают сами ведомства, которые в основном поставляют кадры для ВС, — прокуратура, следствие, налоговая служба.
По словам Михаила Тарасенко, из-за большой загруженности специалисты не особенно желают облачаться в судейские мантии. Невзирая на зарплату, в среднем увеличенную до 50 тысяч рублей. Соответственно, возникает вопрос, страдает ли при этом качество принятых судебных решений? Ведь при такой нагрузке возможны и судебные ошибки, но председатель на это возразил: как и в любой другой области, в судах немалую роль играет человеческий фактор.
Тот же человеческий фактор не стоит сбрасывать со счетов, если вести речь о чистоте судейских рядов. Комиссия при Верховном суде дала разрешение на проведение оперативного эксперимента, своего рода ноу-хау. Эксперимент принес плоды — лишился мантии за взяточничество мировой судья и вскоре сам предстанет перед судом. Но это единственный эпизод за минувшие два года. Да и сам процесс изобличения, расследования длился столько же. «Процедура действительно долгая. Пока квалификационная коллегия рассмотрела дело, пока вынесла свое решение... Но лучше постараться и изобличить одного взяточника, чтобы потом их не стало десять. Кроме того, у нас есть и другие виды наказания: предупреждение, замечание. За тот же период таким образом были наказаны три судьи. Я же не зря на каждом совещании обращаюсь к своим коллегам: «Не поддавайтесь соблазнам. Их много, но подумайте о себе и своих семьях. Отвечать придется всем», — прокомментировал тему Михаил Тарасенко.
Есть и другая не менее глобальная проблема — негде разместить вышеупомянутых 70 судей. Для них понадобится минимум 14 тысяч квадратных метров. Конечно, предполагается строительство дополнительных помещений, возможно, оно даже начнется с января 2013 года. На это уже выделено два миллиарда рублей из федерального бюджета. Однако длиться строительство будет лет пять-шесть, не меньше.
Проблема с помещением возникла еще в девяностые годы, когда часть здания в центре столицы почему-то оказалась в собственности одного из банков. Хотя речь шла о госимуществе, которое частично было закреплено за Верховным судом и еще одной госструктурой. Проще говоря, банк хотел построить на этом месте гостиницу, а тут появился претендент в образе ВС и все планы ему порушил. Ситуация до сих пор не разрешилась.
Говоря о суде присяжных, М. Тарасенко отметил: нужны они или нет затрудняются сказать даже специалисты. К примеру, суд присяжных может рассматривать одно дело до двух лет — трудно собрать одновременно 15 — 20 человек, они устают от судебного следствия и пишут отказ от участия в суде. «А мы вынуждены буквально на коленях умолять этого не делать. Ведь два года длилось рассмотрение дела, и из-за ухода одного присяжного придется менять весь состав и начинать все заново», — пояснил он.
Не очень приживается на российском правовом поле и институт медиаторов, призванных примирить стороны до суда. В европейских странах вначале надо пройти медиаторскую процедуру, стороны получают допуск к суду лишь в том случае, если не пришли к консенсусу. «У нас другой порядок, и наши люди не приемлют такой исход событий, мы больше доверяем судебному решению. Тем более, что мировое соглашение, заключенное благодаря усилиям медиаторов, юридической силы не имеет. К тому же услуга пока платная. Да и знают о ее существовании немногие», — поясняет глава Верховного суда.
С января 2012 года в республике начала работать апелляционная инстанция по гражданским делам. В связи с чем в Верховном суде добавилось 24 судьи.
Нагрузка на одного судью составляет по России 39,5 дела в месяц. По Приволжскому округу — 42,5. По Башкирии — 53,6.
В республике суды присяжных действуют с 2003 года.
За это время с участием присяжных рассмотрено 42 дела. В прошлом году — 5 дел.
В производстве находится 10 дел.