Все новости
Cоциум
7 Апреля 2012, 05:54

Поколение инфантов

Я знаю одного мальчика, которому в 10-летнем возрасте бабушка еще вытирала попу (пардон) после туалета. Думаете, он не умел делать это сам, потому что был умственно отсталым или инвалидом? Отнюдь нет — абсолютно нормальный, здоровый ребенок. Длилось это безобразие до тех пор, пока папа, приехавший забрать сына после выходных, проведенных у бабушки с дедушкой, случайно не застал сию возмутительную картину и не зарычал от гнева, пообещав отправить отпрыска в кадетское училище на перевоспитание.
А еще я знаю мальчика, не умеющего завязывать шнурки и застегивать пуговицы на рубашке, хотя ему уже тринадцать. Из-за этого он никогда не ходит на каток с друзьями, предпочитая раз за разом отказываться, вместо того чтобы посвятить один вечер борьбе с непослушными шнурками и наконец-то одержать над ними победу. Кстати, нынешняя молодежная мода заправлять, не завязывая, шнурки в кеды и кроссовки наверняка стала порождением обыкновенной лени, которая имеет свойство быть заразной. Есть среди моих знакомых и 15-летняя девочка, которая питается исключительно бутербродами или не ест вообще, когда сидит одна дома — потому что ей лень не то что приготовить, но даже разогреть еду из холодильника. Когда ее спрашивают: «А что ты будешь делать, когда выйдешь замуж?», она отвечает: «Найду того, кто будет мне готовить».

Как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Инфантилизм нынешних подростков поражает. Их нежелание узнать хоть что-то сверх ненавистной школьной программы, научиться хоть чему-то полезному, а порой и жизненно необходимому заставляет родителей бессильно опускать руки. Порой инфантилизм граничит с бесчувственностью и недетской практичностью: знаете, что выдала однажды 11-летняя дочь моих приятелей, когда мы возвращались на машине с дачи? «Когда папы с мамой не будет, это все останется мне». Папа с мамой просто онемели. Потеряла дар речи и одна знакомая, услышав однажды от сына в ответ на упреки по поводу плохой учебы: «Ну и что, буду дворником, дворник — тоже профессия...»

Надо заметить, что все перечисленные случаи происходят в абсолютно благополучных семьях, где родители уделяют достаточно времени общению с детьми и их воспитанию. А сами имеют высшее образование в нескольких поколениях и достойную работу. Считается, что правильнее всего воздействовать на своих отпрысков личным примером, а не ремнем и нотациями. Почему же наши дети не желают смотреть на нас?

«Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей», — гласит арабская пословица. Так ли велика наша роль в воспитании любимых чад, как мы привыкли самонадеянно думать? Очевидно, что компьютерные игры, интернет и телевидение занимают сегодня в их неокрепших душах и слегка снесенных от гормонального взрыва головах не меньшую нишу. А чему они могут научить юное поколение, мы все прекрасно знаем. Оградить от этого влияния детей возможно отчасти лишь до определенного возраста. Либо — в качестве бреда — остается уехать в глушь, как Лыковы, где нет никакого влияния извне, жить в согласии с природой и божьими заповедями. Но на это мы не имеем права. Изолировать ребенка от окружающего мира, лишить его права выбора и потенциальных возможностей, спрятать от жестоких реалий жизни — не выход.

К сожалению, возникает стойкое ощущение, что такие понятия, как высшее образование, успех, трудолюбие, положение в обществе, авторитет, карьера, долг, самосовершенствование, становятся для современных подростков пустым сотрясением воздуха. Если те, кто постарше, на традиционный взрослый вопрос «Кем ты хочешь быть?» еще отвечают хотя бы: «банкиром» или «олигархом», то «коллективная» мечта детей младшего школьного возраста такова: «Я хочу не работать, играть целыми днями в компьютер и чтобы у меня было много денег».

Вы помните свои детские, юношеские мечты? Я, например, в начальных классах была уверена, что прославлюсь как дизайнер одежды, но, поскольку не дружила с химией и другими точными науками, решила выучиться на учителя и уехать «в глушь», чтобы нести свет знаний деревенским детям. Причем «гореть» этой идеей я продолжала вплоть до 5-го курса университета, пока в мою жизнь не вмешалась судьба в виде экспериментального цикла лекций по журналистике и литературному редактированию, введенного на филологическом факультете. И что-то не припомню, чтобы кто-то из моих одноклассников, а позже однокурсников мечтал стать олигархом, выйти замуж за олигарха или — что вообще представлялось невообразимым — не работать. У каждого была цель, мечта, осуществилась она или нет — другой вопрос, но цель была.

Возможно, кто-то посчитает, что все обстоит совсем не так страшно. И найдется не один читатель, готовый горячо мне возразить. «Есть еще порох в пороховницах! — скажет он. — Есть у нас дети, которые учатся на «отлично», ходят в спортивные кружки и музыкальные школы, побеждают на олимпиадах и переводят старушек через дорогу!». Разумеется, они есть. Но это скорее исключения из общего правила. К тому же лично я сильно сомневаюсь, что в будущем эти прекрасные дети останутся жить в нашей стране, горя патриотизмом. Скорее всего, они (либо их родители) сделают все возможное, чтобы уехать за границу и там найти достойное применение своим талантам.

Психологи считают, что человек вырастает инфантильным прежде всего потому, что родители ограничивают его в свободе, не давая самостоятельно принимать решения. Происходит это либо в силу неоправданного деспотизма, либо, напротив, от чрезмерно выраженной любви, когда ребенка пытаются оградить от всего, что может как-то ранить его, морально или физически. Вот и получается, что мы задавливаем инициативу буквально с пеленок: сначала кормим уже вполне самостоятельное чадо с ложечки и собираем разбросанные им игрушки и одежду, потом пишем за него в школе рефераты, чтобы исправить четвертные оценки, и ругаемся с другими родителями из-за того, что «Вася обидел Машу, а Маша сама пристает к Васе». А после платим за поступление в институт, учебу, «откос» от армии, просим родных и друзей подыскать отпрыску «теплое» местечко для карьерного старта... Получаем порочный замкнутый круг, потому что у наших детей тоже когда-нибудь появятся свои дети. А мы превратимся в истово любящих бабушек и дедушек, готовых вытирать внукам попы вплоть до женитьбы...

Стоит ли удивляться тому, что современные юноши и девушки лет до 30 считают себя неготовыми к созданию семьи, да и после, в общем-то, не особенно представляют себе, что с ней делать. Не случайно по статистике практически половина браков распадается в первые месяцы после их заключения. Стоит ли возмущаться по поводу того, что выросшие дети неделями, месяцами не звонят стареньким родителям — потому что они сами до сих пор ожидают от них помощи, не считая себя обязанными отдавать что-то взамен, хотя бы свое тепло. Меня всегда изумляли сюжеты передачи «Жди меня», в которых взрослые девицы и парни уезжают из провинции на заработки в столицу и пропадают бесследно, заставляя родителей седеть от горя, а потом благополучно находятся, живые-здоровые, лепеча что-то вроде: «да как-то так получилось, закрутилось, в общем, некогда было, простите, дорогие»...

И даже совершенно дикие, вопиющие случаи, понять и объяснить которые, казалось бы, немыслимо — как, например, недавняя история о том, как студентка из Башкирии утопила своего младенца в унитазе общежития, — становятся печальной и страшной закономерностью. Потому что мы не сумели научить наших детей одной простой истине — «ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Больше того, мы не научили их отвечать за свои собственные поступки и действия, анализировать ошибки, принимать взвешенные решения. В общем, всему тому, с чего начинается взрослая осознанная личность. Как страус прячет голову в песок, так и они при малейшей угрозе стабильной благополучной жизни теряются и всеми силами стараются избежать столкновения с неприятностью, не задумываясь о последствиях.

…Так что, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, когда ваше чадо в следующий раз заявит: «Я сам!», не спешите опередить его, теряя на бегу тапочки. Пусть он уколется, порежется, рассыплет и разобьет все, что можно, но навсегда запомнит радость победы над самим собой. И осознает, что он — Человек. Личность.
Примечание

Инфант (от лат. infans — дитя) — титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 году).

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, взаимоотношениях.
Читайте нас: