Все новости
Cоциум
30 Марта 2012, 10:51

На задворках столицы

Уфимский район «прирастает» бытовыми отходами

Типичная картина — стихийные свалки под Уфой.
Типичная картина — стихийные свалки под Уфой.
Столичный блеск уфимских кварталов меркнет на фоне нищеты пригородных поселений, которые объединены в одно муниципальное образование — Уфимский район. Это, по сути, отверженная миллионным мегаполисом территория. Его задворки.

За 2010 год в атмосферу пригорода было выброшено более 6 тыс. тонн загрязняющих веществ. Считай, два грузовых железнодорожных состава! В водоемы, на поля, в овраги сброшено 2,5 млн кубометров сточных вод от десятков предприятий, а у населенных пунктов очистных сооружений вообще нет. Здесь больше, чем где-либо в республике, на квадратный метр приходится стихийных свалок. В Уфимском районе вообще нет ни одной так называемой цивилизованной свалки или, говоря официальным языком, полигона твердых бытовых отходов.

Сегодня муниципальное образование напоминает странный перенаселенный многоэтажный дом, изначально запроектированный, построенный и принятый госкомиссией в эксплуатацию без единого туалета. Вот такая дикость имеет место в XXI веке.

Справка
  • В Уфимском районе 89 населенных пунктов, официально зарегистрировано 67 тыс. человек. Эта цифра с учетом горожан, проживающих круглый год в коттеджных поселках, а летом — в садоводческих товариществах, достигает 250 тыс. человек. Район расположен в центре Башкирии, на слиянии рек Уфы, Уршака и Демы в Белую. Всего насчитывается более 70 рек, 130 озер, из них 60 процентов — пойменные и старицы. Большинство рек маловодны, водоемы пересыхают.
  • Район занимает узловое положение в транспортной сети республики: его пересекает электрифицированная Транссибирская железнодорожная магистраль. Здесь проходят автомобильные дороги М-5, М-7. Через район пролегает много магистральных нефте- и газопроводов, имеющих свои охранные зоны от 150 до 500 метров в каждую сторону. Такие требования препятствуют расширению населенных пунктов. Собственники коммуникаций за ограничения в обороте земель не платят бюджету района и создают существенные препятствия для его развития.
  • В районе насчитывается 238 садоводческих товариществ общей площадью почти 4 тыс. га, на которых располагается более 46 тыс. участков.

При такой огромной нагрузке в селах не развивается инженерная инфраструктура. В то же время строительство как многоэтажного, так и особенно малоэтажного жилья идет самыми высокими в республике темпами, а о водопроводах, канализации, усилении мощностей электрических сетей и подстанций никто не заботится. О том, что развитие района происходит стихийно, без заинтересованности в интеграции с развитием столицы, красноречиво свидетельствует недавняя попытка выбора площадки под полигон твердых бытовых отходов в районе села Русский Юрмаш. Растревоженное население забило во все колокола, ходоки дошли до президента республики: никто не хотел иметь по соседству свалку, несмотря на заверения чиновников, что место выбрано подходящее и полигон не навредит окружающей среде.

Место на возвышенности. Красивое, как, впрочем, все, что создает природа. Другая, западная сторона возвышенности уже принадлежит городу. Администрация Уфы имела намерение разместить там кладбище. О том, как бы смотрелся погост рядом со свалкой, уже нет необходимости рассуждать, так как на задумке обеих администраций поставлен крест. Произошло это благодаря в немалой степени аргументам специалистов из мастерской генплана института «Башкиргражданпроект». Дело в том, что несколько лет назад творческому коллективу мастерской город заказал разработать схему территориального планирования Зауфимья, где было предусмотрено строительство огромного поселка, в основном из домов для индивидуального проживания. Были намечены трассы дорог, разбивка парков, объекты инфраструктуры. О кладбище речи не было.

Почему спустя годы администрации двух муниципалитетов принимают несогласованное друг с другом решение, да еще забыв о готовой схеме территориального планирования? Этот вопрос нужно адресовать архитектурным управлениям муниципалитетов. И наоборот: архитекторы «Башкиргражданпроекта» проявили вдумчивый подход и принципиальность.

— После того, как мы выиграли конкурс на проектирование кладбища, выехали на место и удивились: красивое место! — рассказывает руководитель архитектурной группы Альфия Сарварова. — Стали анализировать. Рядом будут со временем проходить автодороги, соединяющие Уфу с М-5. Санитарно-защитная зона кладбища неизбежно накладывалась и на территорию Уфимского района. Там планируется свалка. Также недалеко запроектировано строительство насосной станции для питания водой всего Зауфимья. К тому же тут проходит второй охранный пояс Южного водозабора. В результате мы сказали свое «нельзя».

— Альфия Мударисовна, вы, как специалист по генпланам, понимаете, что Уфимский район неизбежно будет застраиваться, теснее переплетаясь с мегаполисом. Может быть, здесь вообще нет места свалкам? — интересуюсь у Сарваровой.

— Сегодня необходимости хоронить все отходы нет. Их надо сортировать и перерабатывать, — убеждена архитектор. — Несколько лет назад в Уфе проходила международная конференция «Экополис». Так вот, ее участники над нами смеялись за пренебрежение законами экологии. Уже китайцы научились перерабатывать свои и даже американские отходы, из которых выпускают разнообразную продукцию и продают другим странам.
Скоро в Уфимский район приедут японцы для совместного строительства в районе Сергеевки завода по переработке отходов. Уверена, они сделают из него сырье, увезут к себе, выпустят востребованную продукцию и нам же ее будут продавать.

Кстати, в Сергеевке уже начали строить полигон ТБО. Там же намечается поставить завод с японским оборудованием стоимостью в 3 млрд рублей на основе частно-государственного партнерства. По словам заместителя главы администрации района Гафура Кульмурзина, японская технология способна устранить выбросы в атмосферу, то есть диоксина не будет.

Второй полигон ТБО предполагается в западной части района. Нужны еще полигоны для южного и восточного куста поселений. Вариант должен быть везде один: не хоронить, а превращать отходы в сырье. «Откуда возьмутся такие деньги? Дорого же», — высказываю сомнение Альфие Сарваровой. «Деньги найдутся, если любить свою родину», — уверена архитектор.
Читайте нас: