Фотографии Фаиля позволяют забыть о городской суетной жизни и окунуться в мир величавых гор, зеркальных озер, посмотреть на мир с высоты могучего Иремеля. В каждом снимке угадывается то, о чем думал художник в тот момент, «читается» его настроение. Происходит то совпадение чувств, ощущений, что и отличает работу настоящего профессионала. Все, что мы видим в выставочных залах, — это не просто красивые виды Башкирии, это взгляд художника, очарованного и покоренного ею раз и навсегда.
О том, как «технически» воплощает свое очарование в жизнь фотохудожник Абсатаров, он рассказал после открытия экспозиции.
— Как происходит процесс съемки? Он у вас спонтанный, или же вы снимаете постановочно?
— Постановочно я снимаю портреты. Но больше я люблю спонтанную съемку. Из тысячи моментов есть только одна секунда или доля секунды, которую надо выцепить. Я просто не могу пройти мимо, если вижу что-то такое, что, на мой взгляд, нужно снять, что просто приковывает к месту. Ведь больше этого момента уже не будет. И для меня очень важно поймать его.
— На ваших снимках запечатлено огромное количество самых разных по высоте горных хребтов. Вы, наверное, еще и спортсмен?
— Да, я занимаюсь спортом, потому что приходится очень много лазать по горам, и без спортивной подготовки я просто не смог бы сделать лучшие свои кадры. Нередко прохожу километров по тридцать — чтобы сделать один кадр, нужно ходить и ходить. Многие думают: есть камера, вот сейчас я наснимаю! Но это далеко не так. Порой, бывает, такие сложные маршруты приходится преодолевать! Но хороший кадр стоит того.
— Техника развивается, с каждым днем появляются новые модели фотоаппаратов, которые относительно просты в эксплуатации. Сегодня каждый, купивший себе более или менее сносную «зеркалку», считает себя фотографом. Ваше отношение к этому? Что, на ваш взгляд, самое главное в фотографии?
— Самое главное — построить кадр. Вроде красиво, есть изображение, а настроения на снимке нет, отношения своего нет. Отсюда вывод: объектив — это инструмент, и им надо уметь пользоваться. У каждого человека должно быть свое «я», свое видение. Потому что без этого видения фотография получается безжизненной.
— Выходит, человек изначально должен обладать талантом? Или можно эти качества развить в себе?
— Развить можно. Фотографическое чутье приходит со временем. Точнее, к кому-то оно приходит, а у другого — так и останавливается на полпути. Человек может всю жизнь заниматься фотографией, но так и не понять ее глубинного смысла. Для этого нужно любить свою работу, то дело, каким занимаешься. Тогда все получится.