Все новости
Cоциум
16 Февраля 2012, 10:38

Давайте обсудим

Никому не приходит в голову безрассудно отвергать существование физических, биологических и других реально ощущаемых человеком законов. Вряд ли кто осмелится разгуливать нагишом в жуткие холода или в трезвом и здравом уме совать пальцы в розетку. А если сделает это, то не станет потом удивляться тому, что простудился или получил удар током. Но ведь законы духовного мира также существуют, и их нарушение также способно нанести вред.
В той или иной мере это волнует любого здравомыслящего человека, хоть сколько-нибудь озабоченного судьбой нового поколения и будущего всей страны. Потому и неудивительно, что в последнее время все настойчивее обозначается озабоченность отсутствием в современном обществе института нравственного воспитания. Кроме традиционных религиозных конфессий, всерьез об этом мало кто задумывается. В центре внимания современного общества — культ бытового благополучия, развлечений и удовольствий. О том, какие опасности таит в себе окружающий мир, который простым и понятным кажется только на первый поверхностный взгляд, юному человеку узнать практически негде.

И для чего стоит быть добрым и любить ближних на фоне всепобеждающего зла, тоже не совсем понятно. И вопросом, зачем надо чтить свои корни и знать культуру и традиции своего народа, задаются разве что люди, увлеченные старинными ремеслами.

В свете этих невеселых размышлений становится грустно от того, что введение преподавания основ религиозных культур — предмета, способного хоть сколько-нибудь поколебать духовный и нравственный нигилизм, вызывает жаркие споры, а порой и категоричный протест. Прежде чем предаваться истеричным настроениям, может, следует вникнуть в то, что основы религий — культурологический предмет, в нем отсутствуют описания религиозных практик и не предусмотрены занятия по их усвоению. Ребят не будут заставлять учить догматы веры, а познакомят с ее историей, с тем, какое (а ведь оно колоссальное) влияние имеет, к примеру, православие на русскую культуру. Кроме того, перегрузки в связи с этим школьникам не грозят: на новый предмет отведено 17 часов. Преподавать его будут учителя, прошедшие подготовку на специальных курсах.

Предполагается свободный выбор изучения религиозной культуры или светской этики. Кстати, если верить результатам предварительного опроса, то особо яростным атеистам пока беспокоиться не о чем, поскольку большинство респондентов — шестьдесят процентов — высказались за изучение светской дисциплины, восемь процентов отдали предпочтение мусульманству и три с половиной — обнаружили интерес к православию.

Ошибки в преподавании обычных дисциплин могут привести к тому, что выпускник не поступит в вуз, а недочеты в формировании нравственного сознания чреваты тем, что ребенок может вырасти лицемером и циником. И в этом случае будет жаль не потраченных средств, а будущего страны. Потому религиозные организации считают свое участие в подготовке квалифицированных кадров необходимым условием эффективного преподавания. Это нужно для того, чтобы взгляд на предмет был сформирован изнутри, а не отражал позицию стороннего наблюдателя, которая, как правило, бывает поверхностной и необъективной и способна порой даже покалечить духовно неокрепшие души.

И еще одно обстоятельство вызывает тревогу, которую выразил Патриарх Кирилл: в Екатеринбурге, например, родители выбирают для изучения детьми светскую этику под давлением директоров школ, которые, в свою очередь, находятся в зависимости от позиции местной власти. И потому весьма актуально звучит мнение митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона о значении сотрудничества церкви и государства в сфере духовно-нравственного воспитания. Государство признает, что невозможно создать современную инновационную экономику, не озаботившись и качеством внутренней жизни человека. Ясно это стало после того, как нарушилось духовное единство общества и поменялись ценностные ориентиры, особенно в молодежной среде.

В нынешнем обществе «без руля и ветрил» основы религиозных культур — своего рода техника безопасности. Ведь мир добра и зла существует не только в сказках и творческом воображении мечтательных натур. Не зря же и после Октябрьской революции, вопреки призыву разрушить все до основания, от нравственной составляющей новой идеологии отказываться не стали. И позднее по принципу «десяти заповедей» создали свой моральный кодекс строителя коммунизма. Ну, а насчет того, стоит ли изучать основы религиозных культур, спорить уже бесполезно. Да и надо ли? Разве могут кому-то навредить предостережения: «Не убий!», «Не укради!»? Сейчас духовные потребности народа наглядно отражает возрастающее количество желающих совершить хадж в Мекку и многочасовые очереди к православным святыням.

Конечно, можно убедить себя в том, что проблемы религиозной ориентации у нас нет. Но при этом не следует забывать, что у нас есть американские программы, китайские компьютеры, голландская картошка и венгерские яблоки. На очереди — импорт чуждых нам так называемых ценностей. И кто будет учить наших детей азам традиционных культур — свои или англо-китайские проповедники, — решать нам самим в самое ближайшее время.
Справка
Особенность курса — его модульность. По выбору родителей ребенку будет предлагаться тот или иной блок знаний: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Изучение предмета начнется в последней четверти четвертого класса и продолжится в первой четверти пятого.
Комментарии
Председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте РБ Вячеслав Пятков:

— Государство особо заинтересовано в сотрудничестве с традиционными конфессиями России. А основы религиозных культур необходимо вводить и в связи со стрессовыми ситуациями, в которых зачастую оказываются старшеклассники и чувствуют себя абсолютно беспомощными. Новый предмет сможет защитить школьников и от различных «ловушек» экстремистских движений. Нам надо общество спасать, а то пенсионеров скоро некому станет кормить — наркомания буквально «съедает» молодежь.

Заместитель председателя Духовного управления мусульман РБ Аюп Бибарсов:
— Все наши беды от духовной деградации. Сейчас угодить в дьявольские сети очень легко, и только верующие будут этого остерегаться. Самая лучшая наследственность — хорошее воспитание. Если младшие будут почитать старших, все наладится: родители не будут оставлять детей, а старики не окажутся брошенными в домах престарелых.

Любовь Иванова, редактор газеты «Белебеевские известия»:
— Проблема потери читающего населения сформировала общество потребителей, которые жаждут только хлеба и зрелищ. Новый предмет призван хоть как-то восполнить отсутствие у школьников навыков духовно-интеллектуального труда.
Рустэм Ибрагимов, менеджер:

— Мне кажется, будь я школьником, скорее всего, попросту прогуливал бы эти уроки. А сейчас начинаю задумываться о том, что все же надо детям объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.