Все новости
Cоциум
7 Февраля 2012, 10:23

Терапия любовью

Более действенного лечения пока не придумано

Обыкновенная бумага превратилась в белых лебедей.
Обыкновенная бумага превратилась в белых лебедей.
В селе Никифарово Альшеевского района достопримечательностей две: больница и детский лагерь «Карлугач». Выглядят оба здания так, словно перенеслись сюда из какой-то другой жизни, куда серым будням вход закрыт. «Это дело рук бывшего председателя колхоза «Правда» Азата Мингалиевича Ганиева, — с уважением произносит имя односельчанина, здравствующего и сегодня, директор лагеря Эльвира Валиева. — Он был великим эстетом и утверждал, что строить надо на радость людям».

Именно здание, напоминающее замок короля из сказок братьев Гримм, и послужило завязкой истории, которая уже не первый год влечет в Никифарово ребятишек со всей республики. Построенное в самом начале 1990-х, предназначалось оно для детского сада — кто же знал, что страна уже занесла ногу над демографической пропастью. Новенький дворец с бассейном, содержание которого влетало местному бюджету в копеечку, остался фактически пустым, персонал детсада сократился с 18 до 4 человек. И тогда Эльвира Харисовна, в ту пору заведующая садиком, задумалась: а чем мы можем быть интересны людям, что умеем делать лучше других?

— Единственный выход был открыться как лагерь, — рассказывает собеседница. — Поначалу мы работали только летом и все, что удавалось заработать, тратили на создание материальной базы, приобретение медицинского оборудования. Одновременно подбирали штат, искали хороших медиков. И с 2009 года стали функционировать как санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

В «Карлугач» уже протоптали дорожку 18 районов республики, в их числе — Татышлинский, Дуванский, Стерлибашевский, Архангельский, Чишминский. Едут дети из Нефтекамска, Белебея, Уфы. На первых порах, созваниваясь с районными отделами образования, хозяева лагеря предлагали взять пару путевок на пробу. Ребята приезжали, набирались сил — и другой рекламы уже не требовалось. Тем более что родители никаких расходов теперь не несли: лагерь стал санаторием, а детская санаторная путевка, как известно, полностью оплачивается из средств бюджета.

— Я сама иногда задаюсь вопросом: почему к нам едут даже за сотни километров?
— Эльвира Харисовна на мгновение замолкает. — Во-первых, детям здесь удобно: палаты, столовая, медблок, зимний сад находятся под одной крышей, сюда же приходят учителя проводить занятия в рамках школьной программы. А во-вторых, лагерь у нас небольшой, и мы стараемся создать теплую домашнюю обстановку, по-матерински относиться к каждому ребенку. Я всегда говорю поварам: готовьте так, как вы бы хотели кормить собственных детей. Или педагогам: вам бы понравилось, если б чужой человек кричал на вашу дочурку? Ребенку важно почувствовать, что к нему относятся с любовью и уважением. Вот это мы и стремимся им дать.

Сразу оговоримся: «Карлугач» не имеет ничего общего с теми лагерями, где детям предоставляют неограниченную свободу. Режим дня, шестиразовое питание, лечебные процедуры, занятия, направленные на формирование личности, — это стержень, на котором строится вся жизнь санатория. Отбой, например, объявляется ровно в 22.00 — при полном понимании со стороны ребят. Им здесь умеют объяснить, как важно вовремя ложиться и вовремя вставать: тогда больше успеешь, интереснее будешь жить, легче справляться с трудностями. Много внимания уделяется воспитанию толерантности — умению жить в ладу с окружающим миром. Родители знают: как бы резко ни отличался ребенок от сверстников, его никто не обидит, а с персоналом всегда можно пообщаться по телефону. Зимой в санатории одновременно отдыхают не более 60 ребят, летом — около ста, и за смену воспитатели, медработники и сама директор успевают, как правило, познакомиться с каждым. Заскучал вдруг малыш по дому — уже повод задуматься, все ли в лагере благополучно. Команда санатория прибегает тогда к испытанному средству — анонимному анкетированию. Нравится ли тебе питание, какие предлагаешь мероприятия, как к тебе относятся воспитатели — заполненные детскими руками листочки делают явной любую мелочь. За годы эта система отшлифовалась настолько, что теперь все службы знают, как действовать, чтобы ребенок захотел вернуться сюда снова.

— Мы принимаем детей от 6 до 15 лет. Профиль санатория — общепедиатрический, то есть побывать у нас полезно всем, кто склонен к простудам и ОРЗ, — говорит Эльвира Харисовна. — Не меньше трети приезжают с неврологическими заболеваниями, причем зачастую родители о них даже не подозревают. К счастью, у нас работают прекрасные специалисты — педиатр Раиля Карамова и детский невропатолог Елена Марченко. Они уже на первом приеме видят, какая ребенку нужна помощь, и назначают индивидуальный курс реабилитации. Дети с внутричерепным давлением, последствиями травм головы, нервным тиком, ночным энурезом — все это наши пациенты. Мы долечиваем их медикаментозно, широко применяем ЛФК, йогу, медитации, аппаратную физиотерапию, массаж, диетическое питание, минеральную воду «Чеховская», фиточаи, летом даем козий кумыс.

Есть у санатория еще один «профиль» — не слишком афишируемый. Очень бережно, деликатно, обходясь без лозунгов и громких слов, здесь стараются вложить в юные души понятие о высоком. В противовес всей той шелухе, которая засорила нашу жизнь. Дети, оторванные от телевизоров и Интернета, часто даже не понимают, о чем толкуют взрослые. Но у заместителя директора по воспитательной работе Лилии Замесиной есть много способов открыть для них дверь в страну любви и добра: сказкотерапия, отрядные «свечки», тренинги и мастер-классы, где ребята своими руками творят красоту из самых обыденных мелочей. Видели бы вы, с какими глазами слушает ребятня рассказ о знаках зодиака, вдруг обнаруживая в себе массу самых замечательных качеств, сознавая, как много хорошего призваны они принести в этот мир.

— Конечно, в нашем распоряжении всего 21 день, — замечает Эльвира Харисовна.
— Но если хоть что-то из увиденного и услышанного здесь они возьмут в свою жизнь, мы можем считать, что достигли цели.
Читайте нас: