Исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка талантливого конструктора Павла Васильевича Вагоса. Без малого 50 лет своей жизни он отдал авиадвигателестроению, создавая оригинальные станки и специализированное оборудование для развивающейся отрасли.
От азов до главного конструктора
Павел Вагос родился в Белоруссии, в деревне Песчанка Гродненской губернии, 20 января 1912 года. Он был еще совсем мал, когда семья переехала на жительство в Башкирию, в село Табынск, а чуть позже — в Уфу.
Четырнадцатилетним подростком Павел Вагос поступает в ФЗУ при паровозостроительном заводе, после которого его направляют на работу в город Куйбышев. Трудится слесарем в железнодорожном депо станции Самара, затем мастером центральной ремонтной базы в Пономаревском зерносовхозе. Рабочее начало трудового пути, освоение выбранной профессии с самых азов закладывают в талантливом пареньке тот фундамент, на котором и будет затем строиться его деятельность как конструктора и изобретателя.
В 1933 году Павел Вагос успешно сдает вступительные экзамены и поступает в Ленинградский институт механизации сельского хозяйства. На последнем курсе начинает работать на заводе «Русский дизель» в должности конструктора. Получив диплом инженера-механика сельского хозяйства, по распределению отправляется в далекую неизведанную Сибирь. В городе Ишим Тюменской области Павлу Вагосу доверяют должность технорука машинно-тракторной мастерской наркомсовхозов.
Но судьба опять приводит его в Ленинград. В предвоенном 1940 году он возвращается сюда и снова берется за конструкторскую деятельность, пробуя свои силы сначала на заводе имени Матвеева, а затем на заводе «Комсомольская правда» и заводе № 451. С началом войны производство эвакуируют в Уфу, которая окончательно становится для него второй родиной.
На уфимском заводе № 26 (ныне УМПО) Павел Вагос работает долгие 18 лет — сначала конструктором, затем исполняющим обязанности начальника конструкторского бюро — старшим научным со-трудником. В 1959 году в его трудовой книжке появляется новая запись о месте работы: «П/я 296». Некогда закрытый научно-исследовательский институт, он известен сейчас как ОАО «Институт технологии и организации производства» (НИИТ). Здесь Павел Вагос проходит путь от старшего научного сотрудника — исполняющего обязанности начальника конструкторского бюро до ведущего инженера-конструктора.
Павлу Васильевичу не довелось узнать, что такое заслуженный отдых — до последних дней он оставался в строю. Замечательный изобретатель и человек, Павел Вагос ушел из жизни 9 октября 1986 года.
Разработки не остались на бумаге
Несколько слов надо сказать и о самом НИИТе. Являясь правопреемником Уральского филиала научно-исследовательского института технологии и организации производства (НИАТ), созданного в 1958 году в Уфе по приказу Госкомитета Совета Министров СССР по авиационной технике, он был призван оказывать практическую помощь предприятиям авиационной промышленности в освоении новой техники. Продукция института — это станки, алмазный инструмент, новые технологические процессы, специализированное и электрооборудование, устройства для автоматизации стендовых испытаний двигателей и агрегатов.
За годы работы специалистами института разработаны прогрессивные технологии и оборудование для литейного производства, изотермической штамповки заготовок лопаток, обработки пера компрессорных лопаток, изготовления гибкой части трубопроводов,
фланеца приварного, деталей из композиционных материалов, автоматизации стендовых испытаний авиационных двигателей. Именно здесь впервые в отрасли были созданы специализированные станки с числовым программным управлением для механической обработки пера лопаток. Огромный вклад в эту работу внес Павел Вагос, который как конструктор и изобретатель обладал не только острым умом, но и своего рода чутьем, помогавшим выбрать правильное направление.
Под руководством Павла Васильевича было спроектировано 7 типов фрезерных и 6 типов ленточно-шлифовальных станков, 4 типа станков для электроабразивного шлифования, 13 станков для изготовления деталей и сборки узлов двигателя «М-412», 2 станка для контроля и сортировки метрических резьб. Впервые в отрасли был разработан и изготовлен специализированный станок для фрезерования лопаток компрессора газотурбинного двигателя длиной до 1000 миллиметров с числовым программным управлением.
Разработки конструктора не остались на бумаге: более 700 станков, изготовленных по его проектам, были внедрены и успешно работали на заводах отрасли. Несмотря на прошедшие в последующие годы модернизации, на некоторых предприятиях они работают и по сей день.
Практическую деятельность Павел Вагос удачно дополнял научной работой — им написано пять статей, опубликованных в сборниках научных трудов, материалах конференций и специализированных журналах. С именем Павла Вагоса связано 35 изобретений. Авторские свидетельства выданы на целый ряд уникального оборудования.
Все, кому довелось работать с Павлом Вагосом, единодушны во мнении: это был конструктор от бога, с особым даром и колоссальным опытом.
— Под началом Павла Васильевича в созданном в НИАТе подразделении работало в первые годы десять конструкторов, которых он подбирал с особой тщательностью, — вспоминает ветеран института Николай Бянкин, проработавший под началом Вагоса двадцать лет. — Разрабатывали станки для обработки лопаток газотурбинных двигателей, изготавливали их, испытывали, внедряли. Чертежи разработок передавали на изготовление на станкостроительные заводы, а затем осуществляли авторский надзор за внедренным оборудованием.
Дать каждому из разработанных станков путевку в жизнь было совсем не просто: нужно было защищать проекты в головном институте в Москве, в министерстве, на заводах-изготовителях.
Впоследствии конструкторский отдел был расширен. Он продолжал вести тему лопаток, однако номенклатура станков значительно увеличилась: к фрезерным прибавились шлифовальные, полировальные и другие, их была уже целая гамма.
— Павел Васильевич был профессионалом высшего класса, всеобщим кумиром, — продолжает Николай Бянкин. — Он воспитал целый ряд талантливых конструкторов. Под его руководством приобретали опыт Мазит Хакимов, Радик Нафиков, Борис Голованов, Аяз Хасанов и другие.
Как начальник Павел Вагос был требователен, а порой даже крут со своими людьми, относился к ним без всякого снисхождения. Но зла на него никто не держал: если лишнего поругал, назавтра обязательно извинится. Авторитетом и уважением он пользовался незыблемым.
Мнение о Павле Вагосе как высококлассном профессионале подтверждает и начальник технологического отдела НИИТа Светлана Старочкина. Стаж ее работы в институте 40 лет, она была ведущим инженером-технологом по станкам, которые проектировал Вагос.
— Глядя на работающий в процессе испытания станок, Павел Васильевич сразу говорил, какие ошибки при его изготовлении были допущены, и четко знал, что именно нужно исправить, — говорит Светлана Старочкина. — Он определял это по наитию, как будто чувствуя станки.
Павел Вагос был прекрасным конструктором и одновременно хорошим технологом. Это знание сразу двух областей сводило количество недоработанных решений к минимуму. Более того, он всегда был на шаг впереди остальных. Именно он первым довел до ума станок с числовым программным управлением, чем всех поразил.
— Человеком Павел Вагос был сложным, очень требовательным, — добавляет Светлана Старочкина. — Все чертежи тщательно проверял. Его разработки отличались высокой технологичностью, что еще раз подчеркивает, насколько он все, до мелочей, продумывал. Поэтому и работал такой станок как часы. Павел Васильевич очень уважал труд и людей, компетентных в своей сфере.
Павел Вагос удостоен почетного звания «Заслуженный изобретатель РСФСР» (1973).
Награжден орденом «Знак Почета» (1957), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
Отмечен двумя золотыми, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР, знаками «За заслуги в стандартизации», «Ударник 9-й пятилетки», «Ветеран труда НИАТ».
Его имя внесено в Башкирскую энциклопедию и энциклопедию «Инженеры Урала».