Все новости
Cоциум
31 Января 2012, 11:14

Конструктор от бога

Так называли Павла Вагоса все, кому довелось с ним работать

Павел Вагос
Павел Вагос
Исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка талантливого конструктора Павла Васильевича Вагоса. Без малого 50 лет своей жизни он отдал авиадвигателестроению, создавая оригинальные станки и специализированное оборудование для развивающейся отрасли.

От азов до главного конструктора

Павел Вагос родился в Белоруссии, в деревне Песчанка Гродненской губернии, 20 января 1912 года. Он был еще совсем мал, когда семья переехала на жительство в Башкирию, в село Табынск, а чуть позже — в Уфу.

Четырнадцатилетним подростком Павел Вагос поступает в ФЗУ при паровозостроительном заводе, после которого его направляют на работу в город Куйбышев. Трудится слесарем в железнодорожном депо станции Самара, затем мастером центральной ремонтной базы в Пономаревском зерносовхозе. Рабочее начало трудового пути, освоение выбранной профессии с самых азов закладывают в талантливом пареньке тот фундамент, на котором и будет затем строиться его деятельность как конструктора и изобретателя.

В 1933 году Павел Вагос успешно сдает вступительные экзамены и поступает в Ленинградский институт механизации сельского хозяйства. На последнем курсе начинает работать на заводе «Русский дизель» в должности конструктора. Получив диплом инженера-механика сельского хозяйства, по распределению отправляется в далекую неизведанную Сибирь. В городе Ишим Тюменской области Павлу Вагосу доверяют должность технорука машинно-тракторной мастерской наркомсовхозов.

Но судьба опять приводит его в Ленинград. В предвоенном 1940 году он возвращается сюда и снова берется за конструкторскую деятельность, пробуя свои силы сначала на заводе имени Матвеева, а затем на заводе «Комсомольская правда» и заводе № 451. С началом войны производство эвакуируют в Уфу, которая окончательно становится для него второй родиной.

На уфимском заводе № 26 (ныне УМПО) Павел Вагос работает долгие 18 лет — сначала конструктором, затем исполняющим обязанности начальника конструкторского бюро — старшим научным со-трудником. В 1959 году в его трудовой книжке появляется новая запись о месте работы: «П/я 296». Некогда закрытый научно-исследовательский институт, он известен сейчас как ОАО «Институт технологии и организации производства» (НИИТ). Здесь Павел Вагос проходит путь от старшего научного сотрудника — исполняющего обязанности начальника конструкторского бюро до ведущего инженера-конструктора.
Павлу Васильевичу не довелось узнать, что такое заслуженный отдых — до последних дней он оставался в строю. Замечательный изобретатель и человек, Павел Вагос ушел из жизни 9 октября 1986 года.

Разработки не остались на бумаге

Несколько слов надо сказать и о самом НИИТе. Являясь правопреемником Уральского филиала научно-исследовательского института технологии и организации производства (НИАТ), созданного в 1958 году в Уфе по приказу Госкомитета Совета Министров СССР по авиационной технике, он был призван оказывать практическую помощь предприятиям авиационной промышленности в освоении новой техники. Продукция института — это станки, алмазный инструмент, новые технологические процессы, специализированное и электрооборудование, устройства для автоматизации стендовых испытаний двигателей и агрегатов.

За годы работы специалистами института разработаны прогрессивные технологии и оборудование для литейного производства, изотермической штамповки заготовок лопаток, обработки пера компрессорных лопаток, изготовления гибкой части трубопроводов, фланеца приварного, деталей из композиционных материалов, автоматизации стендовых испытаний авиационных двигателей. Именно здесь впервые в отрасли были созданы специализированные станки с числовым программным управлением для механической обработки пера лопаток. Огромный вклад в эту работу внес Павел Вагос, который как конструктор и изобретатель обладал не только острым умом, но и своего рода чутьем, помогавшим выбрать правильное направление.

Под руководством Павла Васильевича было спроектировано 7 типов фрезерных и 6 типов ленточно-шлифовальных станков, 4 типа станков для электроабразивного шлифования, 13 станков для изготовления деталей и сборки узлов двигателя «М-412», 2 станка для контроля и сортировки метрических резьб. Впервые в отрасли был разработан и изготовлен специализированный станок для фрезерования лопаток компрессора газотурбинного двигателя длиной до 1000 миллиметров с числовым программным управлением.

Разработки конструктора не остались на бумаге: более 700 станков, изготовленных по его проектам, были внедрены и успешно работали на заводах отрасли. Несмотря на прошедшие в последующие годы модернизации, на некоторых предприятиях они работают и по сей день.

Практическую деятельность Павел Вагос удачно дополнял научной работой — им написано пять статей, опубликованных в сборниках научных трудов, материалах конференций и специализированных журналах. С именем Павла Вагоса связано 35 изобретений. Авторские свидетельства выданы на целый ряд уникального оборудования.

Он был всеобщим кумиром

Все, кому довелось работать с Павлом Вагосом, единодушны во мнении: это был конструктор от бога, с особым даром и колоссальным опытом.

— Под началом Павла Васильевича в созданном в НИАТе подразделении работало в первые годы десять конструкторов, которых он подбирал с особой тщательностью, — вспоминает ветеран института Николай Бянкин, проработавший под началом Вагоса двадцать лет. — Разрабатывали станки для обработки лопаток газотурбинных двигателей, изготавливали их, испытывали, внедряли. Чертежи разработок передавали на изготовление на станкостроительные заводы, а затем осуществляли авторский надзор за внедренным оборудованием.
Дать каждому из разработанных станков путевку в жизнь было совсем не просто: нужно было защищать проекты в головном институте в Москве, в министерстве, на заводах-изготовителях.

Впоследствии конструкторский отдел был расширен. Он продолжал вести тему лопаток, однако номенклатура станков значительно увеличилась: к фрезерным прибавились шлифовальные, полировальные и другие, их была уже целая гамма.
— Павел Васильевич был профессионалом высшего класса, всеобщим кумиром, — продолжает Николай Бянкин. — Он воспитал целый ряд талантливых конструкторов. Под его руководством приобретали опыт Мазит Хакимов, Радик Нафиков, Борис Голованов, Аяз Хасанов и другие.

Как начальник Павел Вагос был требователен, а порой даже крут со своими людьми, относился к ним без всякого снисхождения. Но зла на него никто не держал: если лишнего поругал, назавтра обязательно извинится. Авторитетом и уважением он пользовался незыблемым.

Мнение о Павле Вагосе как высококлассном профессионале подтверждает и начальник технологического отдела НИИТа Светлана Старочкина. Стаж ее работы в институте 40 лет, она была ведущим инженером-технологом по станкам, которые проектировал Вагос.

— Глядя на работающий в процессе испытания станок, Павел Васильевич сразу говорил, какие ошибки при его изготовлении были допущены, и четко знал, что именно нужно исправить, — говорит Светлана Старочкина. — Он определял это по наитию, как будто чувствуя станки.

Павел Вагос был прекрасным конструктором и одновременно хорошим технологом. Это знание сразу двух областей сводило количество недоработанных решений к минимуму. Более того, он всегда был на шаг впереди остальных. Именно он первым довел до ума станок с числовым программным управлением, чем всех поразил.

— Человеком Павел Вагос был сложным, очень требовательным, — добавляет Светлана Старочкина. — Все чертежи тщательно проверял. Его разработки отличались высокой технологичностью, что еще раз подчеркивает, насколько он все, до мелочей, продумывал. Поэтому и работал такой станок как часы. Павел Васильевич очень уважал труд и людей, компетентных в своей сфере.
Справка

Павел Вагос удостоен почетного звания «Заслуженный изобретатель РСФСР» (1973).

Награжден орденом «Знак Почета» (1957), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

Отмечен двумя золотыми, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР, знаками «За заслуги в стандартизации», «Ударник 9-й пятилетки», «Ветеран труда НИАТ».

Его имя внесено в Башкирскую энциклопедию и энциклопедию «Инженеры Урала».
Читайте нас: